: главная: странички:

Ремонт стабилизатора частоты вращения электродвигателя магнитофона.

Наша промышленность уже не производит стабилизаторы частоты вращения вала электродвигателя для ранее выпускавшихся различных моделей магнитофонов, большое количество магнитофонов требует ремонта, где основная причина это выход из строя схемы стабилизатора частоты вращения вала электродвигателя. Автор разработал схему стабилизатора на доступных элементах рис.1.

Ранее традиционной схемой стабилизатора частоты вращения вала электродвигателя (РЧВ) в носимых магнитофонах, которая была реализованная на двух транзисторах или на транзисторной микросборке и одном транзисторе, применялась нашей промышленностью уже много лет в неизменном виде” [1]. Эта цитата, взятая из журнала актуальна и в наше время. Мы скорее согласны установить в магнитофоны импортные двигатели с внутренним стабилизатором частоты вращения, чем применять что-то свое.

Рис.1.

Попытка усовершенствовать РЧВ была предпринята в [2]. Такой стабилизатор имеет большую нагрузочную способность, чем известные ранее схемы. Но для сохранения высоких эксплуатационных возможностей нужно соблюдать ряд условий. В том числе запитывать стабилизатор от стабильного источника питания, так как изменение напряжения питания приводит к изменению напряжения на электродвигателе.

А для устранения склонности к “засыпанию” т.к. стабилизатор не выходит в режим при включении применять только пару транзисторов КТ605 - КТ818. Замена на более дешевую и распространенную пару КТ3102 - КТ814 (816) приводило к указанному выше недостатку, после чего пришлось вводить элементы запуска.

В [1] была описана довольно удачная схема РЧВ, имеющая лишь один недостаток. Он связан с применением двухполярного ОУ в однополярном включении. Регулировка Uвых была возможна от максимального значения до определенного уровня (Uвыx. min > 1,5V), после которого стабилизатор самовозбуждался.

По этой причине на подобных ОУ невозможно создать однополярный источник питания с регулируемым выходным напряжением от 0 вольт. Совмещение двух схем [1] и [2] привело к созданию усовершенствованного стабилизатора частоты вращения электродвигателя. При этом сохранены все достоинства и устранены недостатки обоих устройств.

В предлагаемом варианте стабилизатора использовано минимальное количество элементов, в то же время удалось добиться очень высокой стабильности работы при изменении температуры окружающей среды и напряжении питания, которое может быть и нестабилизированным. Диапазон питающих напряжений от 6В до 30В при этом С1 придется заменить на 40-вольтовый, а VT1 с буквами Б, В, Г.

С повышением напряжения более 15В нужно лишь установить VT1 на радиатор. Если напряжение питания менее 15В, то VT1 можно установить так же, как и транзистор в “печально знаменитом” РЧВ-1-02.

О замене деталей.

Вместо VT1 можно применять любые транзисторы из серии КТ815 и КТ817. ОУ типа К140УД6, К140УД7. Напряжение стабилизации стабилитрона VD1 должно быть равно или меньше напряжения холостого хода М1, обычно КС 133, КС139, КС143, КС147. Сопротивление R3 для двигателей ДМ-39 и ДМ - 40 в пределах 1,5 - 4,7 Ом (меньшее значение для двухкассетника, большее для переносного магнитофона; в схеме указан оптимум для “Маяка-240”, “Весны-309”). R1 типа СП5-2 или от РЧВ-1-2 с сопротивлением от 470 Ом до 2,2 кОм.

Данный стабилизатор применяется автором более 2-х лет при замене РЧВ-1-02 при этом удаляется также плата стабилизатора напряжения в магнитофонах “Маяк-242, 249” и т.д.

В. Барабаш

Литература:

1. П. Леоненко. Стабилизатор частоты вращения. “Радио” №7/1998, с.32.

2. Н. Хухтиков. Стабилизатор скорости вращения электродвигателя. “Радио” №3/1993, с.30.

Rambler's Top100
Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb
Copyright © Russian HamRadio

Hosted by uCoz