Уважаемые коллеги !
Северный морской путь это тот стержень, на котором держится завоз в районы Крайнего Севера. Первым его преодолел за одну навигацию в 1932 г. ледокол "Сибиряков", названный в 1914 г. в честь купца и золотопромышленника, богатого мецената А.М. Сибирякова полярного исследователя, почетного профессора Томского университета.
Предлагаю Вашему вниманию часть материала, найденного UA9XEC в преддверии подготовки радиоэкспедиции - 2003 "Звезда Сибирякова".
Забытые имена.
Северный морской путь - это тот стержень, на котором держится завоз в районы Крайнего Севера. Первым его преодолел за одну навигацию в 1932 г. ледокол "Сибиряков", названный в 1914 г. в честь купца и золотопромышленника, богатого мецената А.М. Сибирякова - полярного исследователя, почетного профессора Томского университета.
(К 150-летию со дня рождения А.М. Сибирякова С.Н. Голубчиков, кандидат географических наук )
В октябре 1999 г., почти никак не отмеченное, прошло 150-летие со дня рождения А.М.Сибирякова (1849-1933).
Поздней осенью 1933 г. на лазурном побережье Ривьеры, на русском кладбище возле Ниццы хоронили одинокого старика. Присутствовавший на похоронах корреспондент газеты "Свенска Дагбладет" писал в номере от 8 ноября 1933г.: "Это были странные похороны. Когда пришедшие подошли к небольшой белой часовне на русском кладбище, расположенном на красивом пригорке за Ниццой, они посмотрели друг на друга - никого, кроме них четверых: шведский консул в Ницце Барггрен, директор бюро путешествий "Нордиск Вояж" Перссон, хозяйка гостиницы, где жил умерший, и ваш покорный слуга, корреспондент газеты "Свенска Дагбладет".
Так скромно завершил свой жизненный путь почетный гражданин России, член научного и литературного общества г. Гетеборга, почетный член Шведского общества антропологии и географии Александр Михайлович Сибиряков, скончавшийся 2 ноября 1933 г. в больнице Пастера (г. Ницца). Судя по свидетельству о смерти, умер он в бедности и одиночестве, поскольку документ о его кончине оформляли не родственники, а шофер Луи Эрстье (статья Л. Щетко "Радетель Сибири", "Уральский следопыт" ? 2/1992).
А.М.Сибиряков принадлежал к седьмому поколению одного из самых древних, богатых и влиятельных родов Сибири, который вел свое происхождение от крестьянина Устюжской провинции Архангелогородской губернии Афанасия (ок.1676-1754). Отец Сибирякова был купцом 1-й гильдии, совладельцем винокуренных заводов, богатых золотых приисков, Бодайбинской железной дороги, пароходства. Под конец жизни его состояние оценивалось в 4 млн руб. (Б.А. Соловьева, кандидат искусствоведения, Санкт-Петербург.
Мечтой его жизни было исследование Севморпути с тем, чтобы сделать из него такую магистраль, на которой держалось бы снабжение Арктики и Сибири, осуществлялось поступление северного товара на мировой рынок. По-видимому, знал А.М. Сибиряков и другое - то, что на Родине его забыли и уже давно, еще до революции, похоронили. Дата и место его смерти (1893 г., Иркутск) были обозначены во всех энциклопедических словарях и позже перекочевали в Большую Советскую Энциклопедию (см. т. 23, М., 1976). Можно представить, какие горькие чувства в это время одолевали одинокого старика, жившего на пенсию в 3000 крон, назначенную в 1921 г. шведским риксдагом. Небольшая пенсия была спасением для А.М. Сибирякова, она продлила ему жизнь. Председатель Шведского географического общества профессор X. Хессельман с трудом нашел в Ницце обнищавшего старика, бывшего самым крупным меценатом России в области арктических исследований, бескорыстно субсидировавшего несколько шведских полярных экспедиций.
В Швеции в 25 лет он познакомился с известным геологом и полярником Нильсом Норденшельдом и увлекся его планами по изучению Севморпути. В дальнейшем всю свою жизнь Сибиряков связал с поиском наиболее удобных путей к
освоению Сибири и Дальнего Востока. Он понимал, что без Севморпути сибирские крестьяне не смогут выйти со своим дешевым зерном на внешний рынок и получать необходимые изделия из металла (три существовавших в то время в
Сибири "железоделательных" завода не могли удовлетворить и десятой доли потребностей). Из книг Н. Норденшельда известно, что юный Сибиряков помогал ему информацией о Сибири, которую он собирал, изучая историю плаваний в Арктике за многие годы. В 1875 г., благодаря поддержке молодого мецената, Норденшельд на шхуне "Превен" совершает плавание из Норвегии на Енисей. Тем самым шведский полярник доказал, что к началу августа на пароходе можно достичь устья великой сибирской реки и в тот же год вернуться обратно в Европу с сибирскими товарами. На спонсорские цели Сибиряков пожертвовал часть средств, которые они с братом получили от отца, ставшего крупным золотопромышленником и совладельцем Прибрежно-Витимской золотопромышленной компании, одной из крупнейших в Сибири.
А.М. Сибиряков совершил немало самостоятельных арктических и таежных экспедиций. В 1880 г. он сделал не совсем удачную попытку пройти на пароходах "Оскар Диксон" и "Нордланд" из Скандинавии через Карское море в устье
Енисея. В конце октября суда вмерзли в лед у берегов Ямала. Команде пришлось оставить "Нордланд" и на более сильном ледоколе "Оскар Диксон" пробиваться к цели своего путешествия. Но уже в 1,5 км от берега, у кромки ледяного припая, путешественники увидели ненцев, которые и доставили А.М. Сибирякова к Обдорску (ныне - Салехард). В то время как Санкт-Петербург чествовал Н. Норденшельда, совершившего плавание по Севморпути и обогнувшего Евразию, того, кто должен был вместе со знаменитым полярником разделить триумф встречи, рядом не было. Спонсор экспедиции Норденшельда шел на оленьих упряжках к Обдорску и даже не знал, что шведский профессор находится в столице России. Завершил свое первое полярное путешествие Сибиряков в Тобольске 12 января 1881 г.
В последующие годы попытки самого Сибирякова на пароходе "Оскар Диксон" (1880) и снаряженных им экспедиций на корабле "Норденшельд" (1882-1885) пройти через Карское море к Енисею оказались неудачны. Это привело его к решению "остановиться на Печоре" и через нее установить связь Сибири с Европой. Проекты такого соединения возникали уже не раз с начала XIX в. В 1884 г. он отправляется в новое путешествие на пароходе "Норденшельд" из Архангельска до устья Печоры, затем на речном пароходе поднимается вверх по реке, переезжает на оленях Полярный Урал. Далее он спускается вниз по реке Ляпин к Оби и к Тобольску. Так им был открыт для перевозки сибирских товаров кратчайший путь с Оби на Печору, который позже был хорошо освоен и получил название "Сибиряковский тракт". На 180-километровом тракте на средства Сибирякова было поставлено пять ямщицких станций, по нему до революции ежегодно перевозили сотни тысяч пудов различных грузов. Так например только в 1884 г. по тракту было перевезено 20 тыс. пудов грузов, в 1888-м - 210 тыс. пудов; тракт успешно действовал до 1898 г. Сибирские грузы вывозились в Печорский край, Мезенский уезд, на Мурманский берег, в Северную Норвегию, Данию. Для Печорского края эта дорога стала спасением: голод был обычным явлением на Печоре. Мука здесь стоила 2 руб. 50 коп. за пуд, а когда Сибиряков начал доставлять туда хлеб, цены снизились вдвое, а в 1887 г. - втрое. Жители называли Сибирякова "благодетелем всего Печорского края".
Сибиряков связал Печору с Обью дорогой, проложенной по Щугорскому волоку - от с.Ляпин на р.Сыгве, притоке Северной Сосьвы, впадающей в Обь, до с.Усть-Щугор на Печоре. Она стала известна как "Сибиряковский тракт" на север. Соединение Оби с Печорой было только частью обширного плана Александра Михайловича по связи всех основных районов Сибири как между собой, так и с европейской Россией и другими странами. Этот план сложился в результате предпринятых им нескольких экспедиций 80-90-х годов в различные районы Сибири и Дальнего Востока.
К сожалению с постройкой железной дороги Печора-Лабытнанги "Сибиряковский тракт" был заброшен, сохранились лишь остатки - просеки 6-метровой ширины с участками, мощенными деревянной лежневкой. Имя Александра
Михайловича постепенно стиралось из памяти. Однако в Ассоциации следопытов Коми промелькнула идея туристического похода по "Сибиряковскому тракту", которую поддержали радиолюбители Сыктывкара в части совместного проведения радиоэкспедиции, но с учетом значимости имени ученого предложили назвать эту экспедицию "ЗВЕЗДА СИБИРЯКОВА" и оформить специальный позывной сигнал UE9XZS.
Проведение экспедиции планируется на июль 2003 г. на спецавтомобиле КШМ на базе ГАЗ-66 по маршруту: Cыктывкар-Ухта-Тр.Печорск-Вуктыл- Национальный парк Югыд-Ва (Светлая вода), затем на лодках до "Сибирякова тракта" до Усть-Щугора с возвратом в Вуктыл вертолетом. Предварительно состав радиоэкспедиции - 8 чел.(включая водителя автомобиля), в т.ч.: Руководитель экспедиции - В.Шишелов (UA9XW), зам.начальника экспедиции И.Бажуков
- UA9XEC, члены экспедиции А.Кирюшкин - UA9XCI, А.Матвеев - UA9XAB, а также заявил участие А.Гущин - UA9XMC. К участию в экспедиции приглашены также 2 немецких радиолюбителей.
|