Сайт радиолюбителей Республики Коми.
Отчет радиоэкспедиции “Печорские зори” - UE9XPZ.
На главную Главная

Радиоэкспедиция “Печорские зори” посвящена Дню Республики Коми, 75-летию Усть-Цилемского и Ижемского районов и проведена радиолюбителями г. Сыктывкара в рамках подготовки к 60-летию ПОБЕДЫ. Сроки проведения с 16 по 23.08.2004. По маршруту: Сыктывкар - Емва - Ухта - Ижма - Усть-Цильма - Хабариха - Сыктывкар.

Маршрут радиоэкспедиции “Печорские зори”.

Организаторы: Коми Рессовет РОСТО (ДОСААФ), МО “Усть-Цилемский район”, РО Союза радиолюбителей России в РК, Коми региональная секция Союза радиолюбителей Вооруженных Сил.

Экипаж экспедиции:

  • В. Шишелов – UA9XW- “шеф”
  • М. Опекан – UA9XO - “замполит”
  • М. Шеболкин – UA9XRV - “мичман”
  • В. Осипов – UA9XTI - “студент”.

Техническое обеспечение: автомобиль ГАЗ-66 КРС-142 (КШМ) в комплекте

  • трансиверы КВ – Kenwood TS-450, YAESU FT-840, “Пеленг-пионер”;
  • трансиверы УКВ - Alinko DR-130 и YAESU FT-23R;
  • ПЭВМ-486;
  • усилители – UM-200 (2 х ГУ72) и самодельный 2 х ГИ-7Б;
  • антенны - YAGI XL-222, несимметричный диполь 10-40, дельта-80, инвертед-80/160, слопер 20м., штатные антенны и телескопы КШМ.

Финансовая поддержка: Коми Редсовет РОСТО (ДОСААФ), администрация МО “Усть-Цилемский район”, редакция Усинской радиостанции “Северная волна”, ООО “Мэдлинк”, Ухтинский и Сыктывкарский радиоклубы Союза радиолюбителей России в Республике Коми, филиалы АО “Связь” Ижемского и Усть-Цилемского районов, радиолюбитель из Усинска - Иван Терешин (UA9XV).

Организационная поддержка: Совет РО СРР РК, администрации Ижемского и Усть-Цилемского районов, Сыктывкарская объединенная техническая школа РОСТО, Усть-Цилемский и Ижемский Совет РОСТО, Ижемский комитет по делам молодежи, Усть-Цилемский военкомат, Хабаринская средняя школа, редакция газеты “Красная Печора”, радиолюбители Сыктывкара (UA9XC, RV9XJ) и Ухты (UA9XAB, UA9XMD).

Эта радиоэкспедиция планировалась давно, но не получалась из-за бездорожья и отсутствия средств. Вместе с тем все больше накапливались вопросы краеведческого и радиолюбительского характера по этому региону и на ухтинской конференции РО СРР РК было принято решение поддержать инициативу Коми региональной секции СРВС и радиоклуба “АРКТИКА” о ее проведении в 2004 г. в День Республики Коми, с привязкой к Чемпионату РК по радиосвязи на КВ и российским соревнованиям “RDA”. Инициатива была поддержана также Коми Рессоветом РОСТО (ДОСААФ) и администрацией Усть-Цилемского района.

После участия в радиолюбительском заполярном слете клуба “Арктика” началась интенсивная подготовка к экспедиции. Но за 3 дня до старта оказалось, что выбыли по болезни и травмам 2 участника – водитель-механик А.Арзубов и ведущий радиооператор - kонтесмен Ю. Сырорыбов RV9XJ, не совсем были ясны вопросы участия в экспедиции ухтинской группы спортсменов. Неожиданно заявил свое участие в экспедиции инженер АО “Связь” М. Опекан – UA9XO, ранее работавший начальником радиостанции RK9XWA. С водителем все оказалось сложнее и пришлось снова мне готовить машину и садиться за руль (хотя такие перспективы в силу возраста и состояния здоровья меня не прельщали, т.к. в памяти были свежи еще воспоминания о “ралли” по хребтам Урала в 2003 г.). Были сомнения и в отношении самого молодого участника – школьника М. Шеболкина, т.к. экспедиция предполагалась тяжелой. Однако сомнения разрешил отец Максима – Л. Шеболкин UA9XF, заявивший, что он должен пройти испытания. С. В. Осиповым – UA9XTI студентом 5 курса физмата СГУ, проблемне возникало, как участником 3 экспедиций.

К сожалению, как всегда, не хватило времени на подготовку и вышли мы из Сыктывкара не в 8.00, как предполагалось, а в 11 часов (это в дальнейшем серьезно скажется на график передвижения). Настроение боевое и, несмотря на дождь, до Ухты мы “долетели” на одном дыхании. К сожалению, по дороге не удалось провести устойчивую радиосвязь на УКВ с Г. Блудвиным RA9XI из Микуни. В Ухте нас ждали А. Матвеев UA9XAB и В. Малков UA9XMD заправившие машину бензином, а нас обедом и обещавшие оказать поддержку на обратном пути. Нам стало ясно, что с Ухты к нам никто не присоединится. И мы продолжили путь дальше. Начинались сумерки когда мы добрались до Нижнего Одеса, где заправили баки “под завязку” и вышли на “зимник” Н. Одес - Ираель.

На первом километре наша молодежь основательно изучила головами каждый сантиметр потолка КУНГа и нашла оптимальный вариант передвижения по бездорожью “лежка на рундуках”. Вадим сразу вспомнил, что по Уралу он ездил в кабине машины, и там было лучше, а Максим упорно молчал, сдавая экзамен на стойкость. Михаил то потирал ушибленный бок, то пытался вправить шишку на затылке, но упорно снимал все на видеокамеру. А впереди было еще 119 км тяжелых испытаний. Из-за дождя быстро стемнело, и скорость упала с 30 до 20 км/час. Фары выхватывали из потока очередную яму, когда тормозить было уже бесполезно. После 20 км пути сработало тепловое реле и все освещение пропало. По опыту прошлой экспедиции я автоматически включил аварийный свет и вовремя – впереди маячил остов разбитого мостика через ручей и дорога вильнула вправо. До меня дошло, что КАМАЗы не зря остановились на ночную стоянку в начале дороги. Пришлось останавливаться и ждать попутчика, т.к. реле срабатывало на отключение через 3 минуты работы. Попутчик не заставил себя долго ждать, это был такой же ГАЗ-66, он порожняком шел до Усть - Цильмы. Договорились, что он идет впереди и работает фарами за двоих.

Таким образом, мы прошли еще 40 км (когда мы возвращались обратно по этой дороге днем, то я 2 раза буксовал и не мог понять, как мы прошли ночью без света и ни разу не встали). Впереди темнела какая-то пробка из машин. Остановились, я спрыгнул, чтобы посмотреть, что случилось и по колено оказался в грязевой жиже. Впереди была водная преграда, где течением смыло мостик, и посреди лесной реки беспомощно стоял груженный ЗИЛ-130. У него также “выбило” свет и он рухнул в колдобину, под водой сломав рессору, при этом перегородив возможное единственное место для форсирования реки. Мой напарник очень спешил и поскольку был порожняком, то смело бросил машину в объезд, утопив ее до самого кузова, но сумел вырваться и выскочить на противоположный берег.

Остановился и предложил мне сделать то же самое, но я решил не рисковать и пожелал ему легкого пути. Посоветовавшись с экипажем, принял решение оставаться на ночевку до утра. Развернули в салоне горелку, приготовили ужин и легли спать. Всю ночь под окном гудели КАМАЗы, и все-таки вытащив ЗИЛок из воды на наш берег, ушли дальше. Рано утром меня разбудил в гамаке водительского салона недовольный громкий голос: “Ты что жить тут собираешься? Помоги людям перебраться!”. Я выглянул в окошко посмотреть на недовольного и оторопел – рядом со мной стояли 3 легковых автомобиля ВАЗ!!!!! На них была надежная броня из грязи, но моторы рычали ровно. Конечно, я их перетащил с закрытыми глазами, т.к. больно было смотреть на новенькие машины, наполнявшиеся водой и бившиеся об выпиравшие из земли остовы бывшего моста.

Но что удивительно – двигатели не заглохли ни на одной “десятке” и слив воду из салона, они резво побежали дальше. С “Москвичем” такой номер навряд ли бы прошел. Как мне объяснили ребята, им деваться некуда, т.к. через несколько дней будет еще хуже и тогда жди только зимника, а домой из отпуска хочется. Дальше наша дорога протекала не так опасно, хотя ребята в салоне по-прежнему летали из угла в угол, и только однажды от них заверещал тревожный сигнал, когда по салону оторвавшись, ракетой полетел блок питания от Р-809. На этом участке 119 км мы сожгли 100 литров бензина!!! Еще немного и мы выскочили на щебеночную, а затем и на асфальтированную трассу ж/д станция Ираель - с. Ижма, протяженностью 98 км.

К обеду мы были уже в Ижме, около райсовета РОСТО. Территория района 18,4 тыс. кв. км. Население 21.2 тыс. ижемцев, или как они себя называют – “изьватасы”. Рельеф равнинный на территории печорской низменности. Летопись Ижемской церкви доказывает возникновение Ижемской слободки в 1567 г. заселенной вымскими и удорскими коми, северными великорусами и ненцами, но зависимых от Усть-Цильмы. Только в 1649 г. московские цари подтвердили грамотами права ижемцев на их земли. Через Ижму в XVII в. проходил торговый путь, и поэтому была создана таможенная застава, просуществовавшая до 1763 г. В 1828 г. построена первая приходская школа и Преображенская церковь. Аэропорт в Ижме уже давно закрыт и все сообщение идет через ж/д ст. Ираель. В районе сохранилось оленеводство, заготовка качественного леса и ведется добыча нефти. В п. Щельяюр функционирует судостроительная верфь маломерного флота.

Двухэтажное здание райсовета, давно не видавшее ремонта, без тепла и электричества (отключено за неуплату) немного остудило наш пыл. Но больше всего разочаровало огромное количество столбов и паутина электросетей, не дававшее развернуть антенны. Поехали по селу искать место и выбрали заброшенную колокольню церкви (самое высокое здание рядом с администрацией), но там кроме наружных стен не оказалось ничего внутри, чтобы забраться даже на уровень 2 этажа. Пока Макс и “Студент” осматривали подходы, мы вместе с председателем райсовета РОСТО В. И. Девятовым (д. тлф. 98202) посетили отдел культуры и мэра района Н. Братенкова рассказав о предполагаемой работе в районе и оговаривая возможности создания радиокружка в райцентре. Поскольку ничего не удалось найти лучшего, то решили все-таки развернуться в здании ДОСААФ (в мезонине 2 этажа 2 комнаты и в одной из них оказалось 2 кровати).

Местные власти дали указание подключить электроэнергию. На первом этаже мы обнаружили работающий водопроводный кран. Не мешкая, начали разворачиваться – повесили слопер на 20 м и несимметричный диполь (для остального просто не было места), направив их на юго-запад. Установили Kenwood TS-450, подключили аккумулятор СТ-75 и Михаил, выхватив микрофон, провел первое QSO c RA9UIV в 14.04 мск., затем нас вызвал Калининград – RA2FBC, подошла поприветствовать станция радиоэкспедиции UE9WTI/P и затем посыпались станции 1, 3, 4, 6 районов и Украины. Однако темп был слабый т.к. работали без усилителя мощности. Пока Михаил работал, мы развернули небольшую радиовыставку и готовили РА УМ-200.Через полчаса подключили электроэнергию и подошла местная молодежь на экскурсию. Пока рассказывали, показывали и завлекали, прошло пару часов и пришло время готовить обедо - ужин. Надо сказать, что прохождение в этом районе нас разочаровало, да и шумов давно не ремонтированных электросетей было предостаточно.

Наш несравненный шеф-повар Вадим приготовил на портативном бензиновом керогазе свою любимую рисовую кашу, суп и овощной салат. Перекусили, и отправив Михаила на разведку в филиал АО “Связь” за бензином, подключили усилитель и Максим заорал истошно позывной экспедиции. На него сразу “рухнуло” около 3 десятков станций. Работа пошла, но недолго музыка играла, – вылетел сеточный стабилизатор напряжения. В запасе был еще один непроверенный усилитель на ГИ-7Б, но и он оказался неисправным из-за тряски в дороге. Пока мы с Михаилом искали стабилитроны и подбирали нагрузочное сопротивление наступила ночь, а “утро вечера мудренее” решили наша молодежь и отправилась спать в КУНГ. Я сопроводил их и обратил внимание, что на улице довольно холодно, да и небо “зазвездило” миллиардами светил. Местная милиция до 2 часов гарантировала охрану автомобиля.

Отвечать нам перестали и в час ночи мы тоже отправились отдыхать. Но как оказалось, моя койка была уже занята “уставшим” председателем райсовета и пришлось мне устраиваться в спальнике на полу. Михаил не наработавшись, вскочил через пару часов и начал на 40 м собирать связи СW, привлекая новым RDA - КО09. От холода и сырости в 7 утра поднялись ребята и начали разогревать керогаз, разбудив и меня. Мы с Михаилом опять принялись за чинку усилителя, а молодежь села за трансивер до обеда. Михаил договорился со связистами, и нам выделили 50 литров бензина. Пообедав знаменитой кашей и овощным салатом, мы свернули антенны, упаковались и, попрощавшись (с уговором вернуться на ночевку с 22 на 23 августа), поехали на Усть-Цильму. К сожалению, не удалось посетить краеведческий музей, т. к. заведующая Тамара Ивановна Новинская (тлф. 94682) оказалась в отпуске.

Немного поплутав в дороге (указателей там нет, т.к. автодороги с большой земли тоже нет, а местные сами знают куда едут) через 100 км мы были у переправы через Печору. Нам повезло, т.к. паром прибыл раньше времени, и мы на него поспевали. Полюбовавшись, как УАЗик чуть не свалился с парома, мы сами заехали уверенно и начали обрабатывать паромщиков везти нас бесплатно (стоимость проезда грузовика 230 руб.), что нам удалось и даже договорились об обратной дороге. Выскочив с парома последними, мы разочарованно засопели носами, т.к. асфальтом уже не пахло, и песчаная дорога петляла по болоту 55 км. Изредка при прохождении сел и рабочих поселков нефтяников встречался асфальт, но в основном шли на 2 и 3 передаче, пережигая топливо.

Наконец на горизонте показалась Усть-Цильма (N-65,4653 S-52,1653), расположенная как Москва и Киев на 7 высоких холмах, ниспадающих к красавице реке Печоре. В этом месте река делает решительный поворот и бросается в объятия Ледовитого океана. Усть-Цильма основана в 1542 г. дальним родственником Ивана Грозного, разжалованным ростовским князем и новгородцем Иваном Дмитриевичем Ластка и стала частновладельческой слободой с русскоязычным населением. В 1547 г. поставлена церковь Николая Чудотворца. Миграционная волна в Печорский край связана с историей церковного раскола в XVII в. и Усть-Цильма становится старообрядческим центром на Севере. На территории района образовалось три старообрядческих скита – Пижемский, Цилемский и Усть-Цилемский.

В истории скитов особое внимание заслуживает самосожжение его насельников, как форма выражения протеста против насильственного обращения в официальную церковь. На Цильме одним из почитаемых святых мест является культовый центр “Покойное” в 83 км выше устья р. Тобыш. Есть в районе святыня, о которой мало кто знает. Это – явленная чудотворная каменная икона св. Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских. Икона не рукой человеческой сделана, а имеет тектоническое происхождение. В начале XX в. село становится местом политической ссылки Усть-Цилемский район – один из наиболее самобытных на печорском Севере. Ежегодно 12 июля в селе проходят праздники “усть-цилемские горки” - обрядовые хороводные танцы с пением. 42 тыс. кв. км. от предгорий Тимана до лесотундры Заполярья составляют территорию района.

В 1905 г. в Усть-Цильме создано первое академическое императорское учреждение российской Академии наук – естественная научная станция Андрея Журавского. Здесь еще и сегодня можно послушать сказителя былин киевского цикла, поносить парчевые русские наряды сшитые по фасону XV века, коснуться руками старины глубокой. Меня, как историка и краеведа, этот район интересовал в плане поиска корней предков по отцовской линии. Однако обнаружилось столько Шишеловых, что поиск зашел в тупик. Очевидно, придется выработать другую стратегию поиска и возможно попытаться собрать всех Шишеловых на очную встречу в одном месте (Усть-Цильме) и попробовать установить происхождение рода Шишеловых, который дошел с Дона до Севера.

К сожалению, генеалогическая служба России не смогла дать мне ни одного ответа на поставленные вопросы. Единственно, что мне известно из преданий, это то, что в 1671 г. после разгрома казачьего войска Степана Разина на р. Свияга, мой предок бежал в Пустозерскую пустошь и построил на высоком берегу р. Печора крепкий дом. Возможно, прячась от царского гнева, мой предок поменял фамилию и стал Шишеловым. Под географическое описание более всего подходит м. Высокая гора, вошедшая ныне в состав с. Усть-Цильма. Самым старым усть-цилемом с этого места по фамилии Шишелов оказался Матвей Дмитриевич - 72 летний старец (ул. Советская 149 тлф. 91636), но официальная встреча с ним оказалась невозможной, в связи с моим отъездом в Хабариху.

Въехать в село оказалось невозможным, т.к. грузовое движение везде оказалось запрещено. Пришлось закрыть глаза на знаки и проехать по центральным асфальтированным улицам примыкающих деревень и самому райцентру, прямо до комплекса райсовета РОСТО (ДОСААФ). Территория и высокое двухэтажное здание качественно отличалось от комплекса РОСТО в Ижме. Комплекс РОСТО расположен невдалеке от р. Печора и перед зданием ровная площадка 100 кв. м., обрамленная высокими тополями и березами. Другого места и не надо искать – идеальные условия! Но здание оказалось на замке, т.к. председатель находился в отпуске и мы с Михаилом направились в военкомат, где нас уже ждали.

Обговорив вопросы встречи с молодежью, подготовки призывников к службе в армии и вызвав по телефону председателя РОСТО, мы направились обратно в комплекс РОСТО (благо он располагался в двух шагах). Там нас уже ждал председатель Сергей Спиридонович Вокуев (тлф. сл. 92260) и первый зам. главы администрации района. Обговорив оргвопросы и заняв самый теплый кабинет на 2 этаже (им оказался кабинет председателя) мы начали разгрузку имущества и аппаратуры, с параллельным монтажом и установкой антенн. Вадим - UA9XTI, выполнив основные обязанности по разгрузке и сборке антенн, ушел выполнять самое важное поручение – готовить обед (макароны с мясом и овощной салат). А мы с Максом - UA9XRV начали сборку экспедиционной YAGI XL-222 на телескопе, установленном прямо на машине. Михаил - UA9XO, с помощью вездесущих пацанов (кстати, один из них оказался из Инты, второй из Сыктывкара, третий из Воркуты – прибывших на отдых к бабушкам и дедушкам) растянул Дельту-80, Инвертед-80, 160, закрепив один конец на крыше а остальныеподняли на деревья. Кабеля завели прямо в форточку и начали разворачивать трансиверы. Поставили YAESU FT-840 с усилителем на 2хГИ-7Б для работы на SSB и CW и “Пеленг-Пионер” для работы PSK. Запустили видавший виды ПЭВМ-486 и стали выверять КСВ антенн.

Тут оказалось, что и второй усилитель поврежден от вибрации. Злости было столько, что бросили его под стол и Михаил схватив микрофон провел первое QSO из нового RDA KO20 в 19.47 мск со своим земляком US1IR. Вторым опять был калининградец UA2FT. Молодежь заскучала и начала собираться на рыбалку. Миша провел еще десяток QSO и тоже бросил, т.к. отвечали плохо. Мы собрались с силами, и переборов себя начали ремонтировать усилители. Ближе к ночи удалось запустить УМ 2хГИ7Б. Но прохождение было отвратительным, и решили дождаться утра, потратив время на подготовку радиовыставки к завтрашней встрече с молодежью района. В конце концов, просто выдохлись и отправились в русскую баньку. Молодежь вернулась с рыбалки тоже недовольная (ничего не поймали на сыр, т.к. червей не было), но, увидев отремонтированный усилок – заулыбались и тоже побежали в баню в сопровождении зам. главы района. После бани разомлевших мы накормили и отправили спать, а сами с Михаилом в соответствии с банными традициями и “сталинскими” законамиприняли положенные 100 грамм и также отправились на покой.

Утро 19 августа встретило нас теплыми солнечными лучами и назойливой мошкой. Все проспали утренний проход и встали только в 7 утра. Молодежь проспала утренний клев. А Максим - UA9XRV вообще спал беспокойно, т.к. впервые был дежурным по полевой кухне и обдумывал меню. Поэтому завтрак пришлось готовить всем вместе под руководством Вадима - UA9XTI. В 9.00 мск Макс сел за трансивер в паре с Вадимом и понеслось. Посмотрев на его разгоряченное лицо, и летающие по клавиатуре пальцы Вадима, мы поняли что лучше их не трогать и поехали с Михаилом - UA9XO решать оргвопросы в мэрии, редакции газеты, филиале АО “Связь” и филиале авиабазы по охране лесов. Договорились о встрече с корреспондентами и съемке на цифровую камеру, назначили время встречи со школьниками, отдельно девушками (которые пришли затем вместе со своими парнями) и через 2 часа с призывниками, а вечер отвели для подготовки к тесту. Договорились о моей доставке в с. Хабариху, что в 60 км севернее Усть-Цильмы и предоставлении помещения в школе-интернате,атакже встрече там с местной молодежью. Обговорили возможность посещения краеведческого музея в Усть-Цильме

При встрече с начальником филиала АО “Связь” Палкиным В.В., в беседе случайно удалось узнать что наш ветеран радио Леонид Макаренков усть-цилем и строит в Усть-Цильме свой дом для отдыха летом, и каждый год ездит туда на своем УАЗике (буханке) на все лето. Владимир Васильевич пообещал нам помощь 20 л. бензина на обратную дорогу. Там же рассматривали возможные кандидатуры для работы в радиокружке и возможность создания коллективной радиостанции при Совете РОСТО (Хатанзейский Сергей Петрович – студент института Бонч-Бруевича, отец которого Петр Николаевич, является ветераном АО “Связь” тлф 99641). Когда вернулись на базу, то у входа нас ждали рыбаки из Хабарихи с презентом – 3 кг свежевыловленной зельди. Среди них физрук Хабаринской школы-интерната Сергей Альбертович Дуркин (тлф. 94465), который дал гарантии размещения в Хабарихе и организации встречи с молодежью.

Время уже клонилось к вечеру и пошли встречи с молодежью, поэтому работать в эфире интенсивно просто не удавалось и наша молодежь просто позировала перед камерами и делала “умные рожи передней части лица”. Но у Вадима что-то не вязалось с PSK и его “умная рожа” вскоре напоминала “недовольную мину перезревшего помидора”. Во общем вместо планировавшихся 3 часов встреч, мы “потеряли” 6 часов эфирной работы. Только уже к 9 часам вечера смогли сделать сравнительный анализ прохождения с учетом 80 метрового диапазона и выработать подходы к тактике ведения Contesta RDA и участия в Чемпионате Коми. Больше трансиверы и усилок не выключались ни на минуту до самого теста, только менялись операторы. Каждый почувствовал волнение “Пайл-апа” на своей шкуре. Утром я отдал последние ЦУ команде RK9XWA/P и упаковался. В 8 утра за мной заехал зам. главы района и на его “Фольксвагене” мы поехали в Хабариху. С собой я взял трансивер Kenwood TS-450 и две антенны – несимметричный диполь 41 м. и слопер на 20-метровый диапазон. Беседы на различные темы с этим жизнерадостным человеком позволили быстро скоротать не совсем хорошую дорогу.

Хабариха появилась внезапно и первым зданием от дороги была наша школа. Великолепное кирпичное, двухэтажное здание с собственной котельной на жидком топливе и ярко блестевшей металлической крышей, показалось мне дворцом в этом далеко заброшенном на Севере поселке. Нас ожидала зам. директора школы Елена Алексеевна (д. тлф. 94497), предоставившая мне небольшую спальню на первом этаже, необходимую хозяйственную утварь, компьютер “Pentium-4” из компьютерного класса, постельное белье и открыла выход на крышу. Договорившись о встрече с молодежью и попрощавшись с зам. главой, я уже зная как поставлю антенны полез на крышу. Диполь я растянул в сторону юго-запада, а слопер на северо-запад. Это заняло у меня около 30 минут.

Затем спустился и развернул аппаратуру и выверил КСВ. Все было чудесно. Шумы, которые еще прослушивались в Усть-Цильме и громыхали в Ижме, здесь почти отсутствовали. Встал на частоту клуба “Арктика” и сделал общий вызов в 12.21 мск на “двадцатке”. Первым ответил YL2TB с рапортом 59, и понеслось…, но Калининград RA2FBC был уже 8-м. Я принимал на одном уровне, как Сибирь, так и все станции Европы и европейской части России. Оторвался только на 20 минут, когда уже в третьем часу дня Елена Алексеевна принесла мне угощение из домашней еды. Следующий перерыв последовал только после 9 часов вечера. Салат и макароны с тушенкой с парой чашек кофе и выкуренной на улице сигаретой настроили меня на “ленивую” волну и работа уже не пошла, т.к. появились представитель сельсовета, заглянул сторож и местный кочегар с соответствующими вопросами – кто такой и что делаешь… Днем еле слышал на 20 м. своих ребят UE9XPZ, но связь установить не удалось. Пообщались со старым знакомым Рольфом из Германии – DL6ZFG, но из “комиков” никого не слышал, даже во время скеда. Вообщем провел последнюю связь с UN7AR и завалился спать.

Утром следующего дня, в 8.28 мск встретились на “двадцатке” с Олегом UA9XH, провели QSO с RA9XF/P. Потом решил пообедать перед встречей с молодежью до contesta и включил электрочайник. Но молодежь пришла на полчаса раньше намеченного времени, и в беседе с ними я забыл про завтрако - обед и конечно чайник. Надо признаться, он продержался долго – около 1.5 часа. В самый разгар встречи в коридоре раздался звук похожий на взрыв, компьютер сделал сбой и в комнату пополз удушающий дым от сгоревшего кабеля питания чайника. Это был сигнал к завершению встречи, т.к. оставалось 30 минут до соревнований. Отправив ребят на улицу, открыл все двери для проветривания, т.к. дыму было более чем достаточно и в таких условиях работать невозможно. Затем открыл консервы, сделал бутерброды и наскоро перекусив, стал делать последние приготовления к соревнованиям.

А в это время выше по течению р. Печора, в Усть-Цильме, в 10.00 состоялся торжественный подъем экспедиционного флага в честь Чемпионата Коми. Подъем 4-метрового штыря вместо древка флага осуществлял Вадим - UA9XTI нажатием тумблера на пульте КШМки. Михаил - UA9XO выполнял функции представителя “желтой прессы” снимая подъем флага на видеокамеру. Но флаг то путался, то сползал и Вадиму, пришлось выполнить эту операцию 3 раза, пока ветер не развернул “боевое знамя” RK9XWA к восхищению сбежавшихся пацанов. Михаил - UA9XO в этот день был дежурным по камбузу и приготовил для ребят настоящий украинский борщ (мне потом довелось отведать остатки) нажарил на сале картошки и вообще устроил им в этот день праздник живота.

Поэтому с 10 утра до часу дня они в основном занимались обжираловкой, а в 13.08 мск принялись забивать частоту на “двадцатке”. Поскольку радиосвязи на “двойке” и КВ у нас не было, то пришлось использовать школьный телефон и мы каждый час общались с ребятами. Михаил успел сбегать до хозмага в Усть-Цильме и сообщил, что чайники тут стоят 460 руб. чем меня немало напугал, т.к. с советских времен я не был в магазинах (это делает жена) и тем паче, что в кармане у меня оставалось только 400 руб., на которые я рассчитывал купить рыбу у местных рыбаков. Пришлось принести их на алтарь школе за порчу школьного имущества.

Подробнее, о том, что происходило в Усть-Цильме, должна поведать видеокассета, отснятая Михаилом и обещанное резюме Макса, который к тому времени получил заслуженную кличку “Мичман”, т.к. всех забодал своей мечтой стать адмиралом флота. Вадим - UA9XTI на тот период оставался “Студентом”, очевидно втайне мечтая стать “Доцентом”, что вполне вероятно, но для этого ему нужно еще год промучиться на физмате университета. “Замполит”, он же “Старшина” - UA9XO к этому времени окончательно вспомнил телеграф и увеличил за 2 суток скорость работы с 40 до 80 знаков в минуту, не забывая при этом ни на минуту наставлять своих подопечных на путь истинный.

Contest в эфире Хабарихи начался с того, что меня просто задавили мощностями и выжили с частоты. С Максимом в Усть-Цильме случилось то же самое благодаря RX3RXX. Только в режиме поиска на мои 100 ватт отозвался UA3QDX и темп выше 1 связи за минуту не поднимался. Через час в моем активе было только 42 QSO. Радовало одно, что у многих количество связей не превышало 50 и надежды еще оставались. Но через полчаса в селе для профилактических работ на 20 мин. отключают электроэнергию, и надежда уменьшилась пропорционально. Тем более что в 20.00 за мной должна придти машина, чтобы доставить обратно в Усть-Цильму. Другой возможности выбраться не предоставлялось возможным.

Вообщем к концу отведенного мне времени удалось провести только на 2 диапазонах (20 и 40 м.) всего 170 QSO. При этом вспомнился успокаивающий любимый афоризм RA9XF – “Главное не результат, а участие!”. Однако неудовлетворенность осталась и я за 15 минут свернул свое нехитрое барахлишко, сдал комнату и прыгнул в машину с предложением водителю гнать побыстрее, чтобы успеть поработать на RK9XWA/P телеграфом. Быстро темнело из-за надвигающихся туч и тут у нас вырубило фары. Невезуха….! Водитель понял мое состояние и заверил, что гонял по этой дороге тыщу раз и знает ее на ощупь. Предложил привязаться ремнем и погнал… Мои ножки дергались в поисках педалей десятки раз, но мы благополучно “прилетели” в Усть-Цильму к 21 часу. Издеваясь напоследок, фары автомобиля зажглись на последнем повороте к нашей базе. Залетев в рубку, я увидел, что Макс обессиленный валяется на диване, Вадим колдует с компьютером, а Миша стучит телеграфом. Быстренько меняю Михаила, а он в это время разогревает мне завтрако - обедо - ужин.

Конечно с усилителем можно и поразмяться… Начинаю наглеть, т.к. до конца остается немного времени, а количество корреспондентов сокращается – подкидываем на аноды 2,0 тыс. вольт, держит, не вылетает. Прибавка стала ощутимее, и частота стала только моей! Миша оттащил меня покушать, и Вадим сменил за аппаратом. Но SSB отвечают хило. Быстро перекусил и за трансивер в CW, проснулся Макс и сел в паре за компьютер. К 12 часам стало ясно, что мы даже по республике Коми не в лидерах, RK9XWV/P наковыряли на порядок больше. Макс с Вадимом пошли спать на свои штатные рундуки в машине, а мы с Михаилом еще до последней минуты пытались сопротивляться судьбе, добирая корреспондентов на “сороковке”. Однако дальше 339 QSO уже не ушли. В общем, на 4 диапазонах (в основном на 20 и 40 м.) отработали SSB - 165 и CW 174 QSO. Максим спросонья утром орал, что у него, когда уходил спать было 350 QSO и мы похоронили его связи, но контроль времени связей показал, что это были только мечты разобидевшегося “Мичмана”. Миша с утра провел еще пару десятков связей на UE9XPZ, завершив работу из КО20 и мы начали собираться в путь, чтобы успеть на переправу через Печору.

В 14 часов все было свернуто, упаковано и мы попрощавшись с Усть-Цильмой и не дождавшись наших местных друзей с рыбалки (втайне надеялись привезти по красной рыбине каждый) направили свои стопы на юг – в Ижму КО09, где планировалось переночевать, поработать в эфире UE9XPZ и засветло пройти самый трудный 200 км. участок пути до Н. Одеса. На переправу мы успели вовремя, несмотря на то, что резко похолодало, и шел дождь. По пути останавливались несколько раз по настоянию Михаила для поиска грибов, но и это оказалось мечтой – больше одного заморенного подосиновика не нашли.

Вообще в Коми этот год с грибами никудышный, если в нормальный год можно за 2 часа собрать "Ермак" - т. е. целый рюкзак, то в этом и ведра не наберешь. К 6 часам вечера прибыли в Ижму заполучив для счастья неисправность в системе подкачки, и для полного счастья 2 часа разыскивали местного председателя райсовета РОСТО, который оказался на рыбалке. Но дождались и снова вползли в неуютное после Усть-Цильмы помещение. Вадим по традиции начал готовить ужин, я заполз под машину, а Миша и Макс развернули несимметричный диполь и Kenwood-450. В 19.36 Миша традиционно первым вышел в эфир, снова напоровшись на земляка – UT5ULX/P. Холод, дождь, плохое прохождение сделали свое дело и в 10 часов вечера мы сделали QSW с частоты, поменяв позиции с вертикальной на горизонтальную. Рано утром 23 августа Миша на “сороковке” еще наковырял CW с десяток связей и завершил работу с КО09. Последним корреспондентом была девушка Надя RU0SYL из Иркутска. Значит, пора к женам и матерям – домой!

Хмурым дождливым утром мы еле прожевали последнюю “любимую” рисовую кашу, выпили чайку и резко собрались в путь. Попрощавшись с Ижмой тронулись, на преодоление очередных трудностей. До Ираеля летели по асфальтированной дороге раскручивая спидометр до 90 км. час. Но недолго “музыка играла”, пошла щебенка с песком, знакомыми до боли ямами российских непроходимых для иностранцев дорог. Затем мы отвернули на знаменитый “зимник” и тут выскочило солнышко, защебетали птички в лесу и настроение немного приподнялось, тем более что навстречу попались несколько легковых автомобилей (ухайдаканных дорогой до безумия) и это означало, что дождик не разнес брода на переправе лесной речушки с очень характерным названием “Нырос”, Через 20 км встретился увязший в песке и глине Камаз. Замученный водитель из Оренбурга просил только одно – продайте трос за любую цену, и был поражен, что у нас, его нет вообще.

Первый его трос порвали, вытаскивая на переправе, а второй “улетел” на этом злополучном подъеме, когда его пытались вырвать 2 КАМАЗа, чуть не севшие сами (они попались нам по дороге) и накопавших “хорошую” колею, забитую елками и всякой всячиной. Оставив ему подкрепиться и пожеланиями вырваться из таежного плена до зимника, мы вскоре и сами подошли к броду, где стояло около 4 грузовых машин. Не рассусоливая, без остановки рванул вперед на 1 передаче и с ходку преодолел препятствие, чем немало удивил стоявших водителей, но впереди через 6 метров был поворот влево в болотине и в него мы рухнули по самое “не хочу”, хорошо был небольшой запас скорости и на последнем издыхании двигателя мы выскочили из этого возможного плена, еще через 10 метров снова речушка “для помывки колес”, но ее мы преодолели без проблем и не останавливаясь поползли в песчаную гору по набитой коллее, приглаживая мостами песочек. Не подвела родимая – выползли, но радиатор закипел. Только на вершине горки встали и обнаружили, что в радиаторе исчезло 5 литров воды. Долили, остыли и пошли дальше по уши в грязи.

Последние 30 км были повыше и посуше, где нам повстречались 3 иномарки и среди них “ПЕЖО” с дорожным просветом “ноль целых три сотых сантиметра”. Притормозив, я ему посоветовал ехать обратно, на что он ответил, что если будет садиться, то посреди дороги и тогда его непременно вытащат и потащат как лодку – дело хозяйское, но мне его было искренне жаль, как и ту даму, что сидела рядом с ним в салоне. Наконец мы приближаемся к шоссе Н. Одес – Ухта и тут за поворотом мы увидали около 2 десятков сомневающихся легковых автомобилей. Пугать их не стали, им нет другого пути, платформы до ст. Ираель не дают, а до зимника дожить трудно. На второй день после приезда в новостях я слушал выступление мэра Ижмы, где он назвал Ижемский регион оторванным островком и пообещал, что дорогу строить нет денег в республике, а район не может. Странно, но в Ижме и Усть-Цильме вдоль полотна дороги качают нефть ребята из “Лукойла” и ходят по той же дороге, не вкладывая в нее ничего, но увеличивая стоимость бензина в районе из-за трудностей доставки?!.

Но это уже не наша головная боль… мы летим по асфальту, роняя на ходу прилипшую грязь. На развилке у Сосногорска нас тормозит водитель ГАЗ-66, нужен подшипник. У нас, его нет, но есть куча вопросов по ремонту собственной машины и мы становимся рядом, тем более что рядом обнаружилась большая лужа чистой воды. Макс с Вадимом принялись приводить в порядок машину, Михаил и я занялись ремонтом. Через 40 минут мы были исправны, помыты и готовы в путь. Заработал сотовый телефон, и хотя связь еще была рваной, но мы связались с Александром UA9XAB в Ухте и попросили поддержки в обеспечении бензином. Еще через 5 минут мы уже летели в сторону Ухты. Какой черт меня дернул свернуть с объездной дороги, не знаю, но мы заплутали благодаря запрещающим знакам грузовикам еще на окраине Ухты. Пришлось снова звонить Саше и объяснять, где мы находимся. Как оказалось “ларчик просто открывался” за поворотом стояла та самая бензозаправка, где нас ждали, и открывалась прямая дорога на Сыктывкар. Мы настолько были рады этой встрече сUA9XAB и UA9XMD, что забыли взять у Саши приз за прошлогодний CONTEST Максиму, а Саша не сумел найти и передать УКВ аппаратуру для Геннадия RA9XI из Микуни. На предложения ребят вместе отобедать и отдохнуть мы все дружно отказались, т.к. очень хотели приехать домой сегодня, а впереди еще 350 км пути.

Заправив бак, мы сразу выехали на шоссе, не успев толком даже попрощаться с ребятами. Остановились только раз долить воды в радиатор и слить излишки собственной. Питались бутербродами без хлеба на ходу. Но приключения не кончаются и в перед Емвой, нас зацепило сильным дождем. Щетки не успевали умывать лобовое стекло, а останавливаться не хотелось, т.к. сумерки становились все гуще, а время неумолимо ползло вперед. Начали ползти и мы со скоростью около 50 км. час и менее, пристроившись в хвост КАМАЗу. Все-таки быстро стемнело я пришлось включить фары, чтобы не врезаться на финише. Через 3 минуты почувствовал запах жженой изоляции и понял света скоро не будет. Вырубил свет и включил аварийку, но не снижая скорости держался за КАМАЗом.

На самых тяжелых участках включал его на минутку и снова шел либо на габаритах, либо на аварийке, чем немало напугал камазиста и он решил от нас оторваться. Нет, шутишь брат, больше попутных машин не видно и я тоже прибавил скорость. Так я его подержал километров 20, но он решил затем свернуть и остановиться. В районе ж/д. переезда “Вогваздино” у меня вырубило все электропитание освещения капитально. Пришлось свалить на обочину перед самым ж/д переездом, где как раз шел поезд. Пока он шел мы остыли, включилось термореле, и оставив габариты, я врубил только лампу-фару, направив ее на обочину которая освещала лучше чем 2 штатные фары, но отпугивала все встречные машины отчаянно моргающих дальним светом. Дождь начал понемногу стихать и к Эжве мы подкатывали уже в более менее нормальных условиях. Быстро десантировался Вадим, заранее приготовивший свои вещи. Миша позвонил Леониду UA9XF, чтобы встретил нас в радиоклубе и развез по домам. Впереди еще оставался стационарный пост ГИБДД, который надо было либо обойти, либо проехать с включенными фарами. На фары надежды не было и я предложил Мише ехать по объездной через Чов, но лишние 15 км идти было невтерпеж и мы пошли прямо на пост на габаритах, изредка проверяя фары.

Камеры, нас конечно засекли и постовой вылетел навстречу. Увидав военные номера, спросил, почему без ближнего света идем ночью – нарушение! На что получил ответ, что от дальней дороги лучше видно дорогу без света, глаза заболели. Дак тогда надо что-то делать.. ответил постовой. Я ему предложил выковырять глаза и самому сесть за руль. Постовой засмеялся и дал отмашку. И все-таки мы встали за 5 км до радиоклуба, когда у нас снова все вырубило возле войсковой части в городе. Отстояли 10 минут, пока не остыло тепловое рели и снова пошли на габаритах, уже не обращая внимание на запрещающие знаки для грузовиков – дома! Возле радиоклуба стоял на своей “Ниве” UA9XF поджидая сыночка из похода… Все резко разгрузились, оставив большую часть на завтра и поехали по домам. Но и это не все – приехал и вспомнил, что оставил на бампере КШМки папку с документами – еле дозвонился до недовольного дежурного по гаражу и заставил его забрать ее до утра.

В итоге основные задачи были экипажем радиоэкспедиции выполнены или четко обозначены на месте для их последующего решения. Появились новые прочные связи с удивительным северным регионом Республики Коми. Мы обязательно должны приложить все усилия по созданию там радиокружков и коллективных радиостанций при РОСТО. Тем более, что в Ижме главой Н. Т. Братенковым обещано под радиокружок хорошее помещение в новом строящемся культурно-спортивном центре. В Усть-Цильме коллективная станция должна появиться однозначно, но надо помочь на первом этапе спортивной техникой. Об этом было доложено в Ухте зам. председателя РО СРР РК А. Матвееву и он со мной согласился. Радиолюбители экипажа не только закрыли “белое пятно” на радиолюбительской карте Коми, но и открыли для себя много нового на нашей земле.

Шел слабый дождь начинающегося 24 августа, на плите грелся борщ, о чем-то щебетала жена, но больше одной стопки в меня не вошло. Чуть не уснул в ванной и не помню, как меня уложили в постель. Проснулся утром, чтобы идти на работу и почувствовал, что чего-то очень не хватает… Наверно это почувствовали и остальные члены моего славного экипажа…! Я вновь и вновь перечитываю имеющуюся литературу по Усть-Цильме и начинаю понимать, что меня туда тянет вернуться как магнитом, чтобы снова почувствовать этот воздух, походить по селу в поисках следов своих предков, обязательно поработать в музее, встретится со старцами из Усть-Цильмы, Бугаево и хоть краем глаза увидеть необычный лик св. Николая Чудотворца. Но это будет уже другая - семейная экспедиция с женой и только в Усть-Цильму.

P.S. Позже, после цифровой обработки видеопленки и пересылки фотоматериалов из редакции газеты “Красная Печора”, будут представлены фото и видео материалы по экспедиции, а также по клятвенным заверениям UA9XRV еще 10 листов текста его видения своей первой радиоэкспедиции на Север.

26.08.2004 г.

Руководитель радиоэкспедиции, и он же механик-водитель и оператор, В. Шишелов UA9XW.

На главную Главная
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Светильники под зеркальную лампу . Купил одноразовые полотенца в компании av-st.ru, в принципе доволен, низкие цены и доставка. Рейтинг ресурсов УралWeb
Hosted by uCoz