Или зачем радиолюбителю необходимо знать закон.
Эта история произошла в одном небольшом городке, где еще не сильно гнут пальцЫ “представители” власти, где оные еще не развращены взятками и не умеют, как следует, бороться с “народом”. История абсолютно достоверна, я лишь немного “приперчил” некоторые места и возьму на себя труд рассказать ее от первого лица.
Итак, март, период разгула страстей не только на крышах домов, но и в радиолюбительском эфире, закончились соревнования, в которых уже не только трех “полташей” недостаточно, но и самая настоящая ГУ-43 раскаляется добела. Короче, только что закончился RDXC, в котором, естественно, радиолюбители нашего захолустного города поработали на славу.
Прихожу домой с работы, жена сообщает, что какая-то дама просила позвонить по такому-то телефону. Дама – это всегда приятно, поэтому звоню уже не из дома, а с работы. Далее сокращено: Д - дама, Я – это Я.
Я. - Здравствуйте, вы просили позвонить по вашему номеру, я такой-то.
Д. – Да, это я просила позвонить, дело в том, что вы создаете помехи жильцам дома.
Я. – Извините, назовите, пожалуйста, свою фамилию, имя и отчество.
Д. – Петрова(ее фамилию я, конечно, соврал) Елена Николаевна.
Я. – Очень приятно, Елена Николаевна, меня величают Николай Иванович, и мне хотелось бы знать, какую должность вы занимаете?
Д. – Я Государственный (от важности произнесения этого слова другой бы впал в транс и затрясся от страха) Жилищный инспектор города.
Я. –Тем более приятно, но скажите, а по чьему распоряжению вы занимаетесь вопросом помех?
Д. – По распоряжению зам. главы администрации.
Я. – А его фамилию имя и отчество вы можете мне подсказать?
Д. – Сидоров Сидор Сидорович (я опять соврал ФИО), а почему вы меня так подробно расспрашиваете?
Я. – Ну как почему, вы предъявляете мне претензии на мои действия, поэтому я вынужден буду согласно статьи 45 Конституции Российской Федерации защищать свои права любыми законными методами в том числе и в суде.
Д. – Как в суде (чувствую – офигевает), почему в суде.
Я. – Причина проста, согласно Постановления Правительства Российской федерации, номер 1142, от 8 сентября 1997 года, утвердившем “Положение о защите радиоприема от индустриальных помех”, Пункт 12, который я вам зачитаю дословно, (читаю ей): “Поиск и установление местонахождения технических средств,
являющихся источником индустриальных радиопомех, осуществляет Служба государственного надзора за связью в Российской Федерации при Государственном комитете Российской Федерации по связи и информатизации”.
Так вот, уважаемая Елена Николаевна, согласно закону вы не имеете ни прав, ни полномочий, ни специальных знаний ни специальной аппаратуры, чтобы обвинять нас в неправомочной деятельности, именно поэтому мы будем защищать свои права и в суде тоже. (чувствую, уже переборщил, решил ослабить пыл), - Но если вы хотите, чтобы я проконсультировал вас, я с удовольствием, как специалист, вам помогу.
Д.- Да, да(обрадовалась), я и хочу чтобы вы мне помогли разобраться… (чуть не сказала “с вами”)
Я. Хорошо, я готов с вами встретиться и привезти все законы, постановления, документы, которые определяют сферу нашей деятельности.
В общем договорились мы о встрече у нее в кабинете, пусть думаю ей хоть стены родные помогут.
В назначенный день и час в парадной форме являюсь на пороге углового кабинета с обшарпанной дверью на верхнем этаже городской управы. К слову будет сказано, эта дверь и расположение кабинета вселили в меня гораздо больше уверенности, чем твердое знание законов.
Я.- Здравствуйте, Елена Николаевна!
Д.- Здравствуйте, Николай Иванович.(Я не ошибся в самом начале повествования, дама – это и в самом деле всегда приятно) проходите и присаживайтесь.
Прохожу, присаживаюсь, но не на указанный стул, а в стоящее напротив нее, уютное кресло, слегка дав понять ей, что не народ служит власти, а власть – народу.
Я. - Я вас слушаю, Елена Николаевна.
Д. – Николай Иванович, вот почитайте заявление, которое написали на вас жильцы дома, которым вы... в общем почитайте.
Ага, - думаю, - уже не утверждает что это мы создаем помехи. И то ладно.
Просмотрел взглядом заявление, которое меня и не интересовало совсем и спрашиваю:
Я. – Я в общем плане вам все объяснил, что вы еще хотели от меня узнать.
Д. – Вот жильцы пишут, что ваша антенна создает им помехи на телевизоры, это на самом деле так?
(Такого даже следователи не спрашивают, разогналась, щ-щас я сам на себя настучу)
Я. Нет уважаемая Елена Николаевна, не так. Чтобы вы поняли, что такое помехи, посмотрите в окно и покажите мне хотя бы одну звездочку на небе. Что, их нет?
Есть, они всегда на небе есть, просто сейчас их из-за солнечного света не видно. А чтобы увидеть, нужно использовать специальный прибор или в колодец хотя бы влезть. А жаловаться на солнечный свет глупо, хотя он и является помехой.
Д. - Так это свет, а у вас помехи.
Я. - Природа света и радиоволн одинаковы, потому и для приема телевизионного сигнала должны использоваться специальные приборы – антенны, и как утверждает “ИНСТРУКЦИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИЕМА И РАССМОТРЕНИЯ ЗАЯВОК НА ВЫЯВЛЕНИЕ ПОМЕХ РАДИОПРИЕМУ” антенны и телевизоры должны быть сертифицированы, исправны, настроены, согласованы и находиться в зоне уверенного приема. Иначе работы по заявкам и жалобам прекращаются и заявителю дается письменный ответ не в его пользу.
Д.- А что это за инструкция такая?
Я.- Инструкция, утвержденная на основании “Положения о защите от индустриальных помех” приказом ГосКомСвязи Номер 1685 от 20 января 1999 г. Кстати, Инструкция зарегистрирована в Минюсте. Я ее специально для вас принес, почитайте.
Д. – А вот тут написано, что Радиопомехи, которые возникают в зоне уверенного приема от радиопередающих устройств, …… должны быть устранены индивидуально владельцами этих радиопередающих средств.
Я. – Дочитайте до конца абзац, там сказано (читаю ей по памяти): “в каждом конкретном случае по предписаниям регионального Управления Госсвязьнадзора России”. Так что без решения Госсвязьнадзора я могу только согласно нашей радиолюбительской инструкции: “проявлять инициативу в поиске и устранении причин помех”, ради чего я к вам и пришел.
Д. - А кто вам разрешил ставить антенны на крыше здания?
Я. – Вот разрешение Государственного Радиочастотного центра, дающее нам право на установку и эксплуатации радиостанции 1-категории, Вот инструкция о порядке регистрации и эксплуатации любительской радиостанции, вот пункт 5.1 который предусматривает наличие в комплекте радиостанции одной или нескольких антенн.
Вот Договор с владельцем здания, на основании которого установлены антенны на его крыше. Вот акт Технического осмотра радиостанции, который дает право на ее эксплуатацию.
Д.- А что такое первая категория?
Я. – А вот это вам знать не положено, и я вам объяснить не могу. (Ну ведь не соврал я ей, попробуйте, объясните клеркам, что такое диапазоны частот, виды модуляции и т.д.)
Д. – А вот тут написано, что у вас должны быть устройства подавления помех, они у вас есть?
Я. – Конечно, -(Я слукавил, под устройствами подавления помех я имел ввиду шкаф с 3-мя усилителями на ГУ-43 J ), - иначе нам не разрешат работать.
Д. – Ну а что мы можем сделать по жалобе жильцов.
Я. – Иду вам навстречу! Давайте создадим комиссию, которая выполнит “Инструкцию Представителю УГСН по поиску и устранению Помех радиоприему”. (Передаю ей инструкцию, которую лет семь назад тайно подарил мне друг, этот самый представитель). Для этого нужен специалист, приборы, представитель милиции, Вы, я, представитель от жильцов. Полезем сначала на их крышу, посмотрим состояние антенн, измерим сигналы от телецентра на входе телевизоров, проверим исправность телевизоров, заодно сертификаты на антенны, телевизоры. Если обнаружится, что у них все в порядке – пойдем проверять радиоклуб.
Д. – Давайте пойдем сразу к Вам.
Я. – Это будет нарушением закона, поскольку инструкция требует строго соблюдать порядок поиска причин, сначала проверяется аппаратура у жалобщика, и только если она исправна, устанавливается местонахождение источника помех и принимаются меры к устранению помех.
Д. – А какие меры будут приняты к вам?
Я. – Если будет доказано, что причиной появления помех является работа нашей радиостанции, нам на первый раз согласно нашей инструкции вынесут предупреждение. Но это вправе сделать только Госсвязьнадзор и только после убедительного доказательства нашей вины. Если Представителем Госсвязьнадзора будет нарушен хотя бы один пункт закона, мы подадим в суд и будем оспаривать решение Представителя.
Д. – А вот некоторые жильцы жалуются на помехи в телефонной линии, как вы это объясните?
Я. – Согласно “Порядка и правил предоставления услуг связи” (снова достаю из папки документ) за качество услуг связи отвечает оператор связи. Так что мы тут вообще ни при чем. Можете себе представить, как в крупных городах, где установлены на 2-3 порядка более мощные радиостанции, чувствуют себя пользователи телефонов при таком бардаке, который творится у наших телефонистов. У них, кроме радиовещания в телефонах и слышно ничего не будет. Так что вопрос к начальнику участка телефонных сетей.
Д. – Вы сразу валите вину на других, а в чем ваша вина?
(Ну вы Елена Николаевна даете!)
Я. – Так я вам уже час доказываю, что нашей вины ни в чем и нет!
Д. – Ну это выяснится сегодня, (Ну настырная же!), я послала туда антенщиков из УЖКХ (Знаю я их, за бутылку не только скажут, что антенны неисправны, снимут и унесут и антенны и крышу, тем более УЖКХ заинтересован, чтобы жильцы вместо собственных “дров”, подключались к коллективным антеннам и платили за антенну УЖКХ), завтра мне позвоните, если будет нужно – сходим к вам на радиостанцию, посмотрим что и как.
Я. – С удовольствием, я покажу вам, как в метре от передатчика показывает наш телевизор, отечественный “Рекорд”, соответствовавший ГОСТу лет 20 назад.
Д. – Позвоните мне завтра.(чувствую, что достал ее по самое не хочу)
Я. - Хорошо, Елена Николаевна. До свидания! Надеюсь, что мы с вами больше не увидимся! По вопросам помех, конечно.
Взглядом успел сфотографировать вконец офигевшую физиономию дамы и закрыл за собой ту самую обшарпанную дверь.
Звоню назавтра:
Д. – О, Николай Иванович! Должна вам сообщить, что антенщики из УЖКХ ходили к жильцам, проверили у них антенны и сказали, что антенны плохие, надо подключаться к коллективным. Так что к вам претензий нет, вы нас извините.
Ну что же, нет - так нет, спасибо и на этом.
Копию официального ответа на жалобу жильцов я все же от нее потребовал. И не зря, оказывается весь ответ был построен на моих доводах, т.е на законах.
Ну а вам, дорогие мои коллеги, чтобы не было скучно, прилагаю еще три документа:
Заявление-жалобу(Приложение 1) в УГСН, которую можете распечатать и вручать жалобщикам. Заодно можете показать им, каков может быть ответ заявителю(Приложение 3).
Приложение 2 – инструкция Представителю областного УГСН (образца 1996 года и я не знаю, насколько действует сейчас такой алгоритм, в любом случае, на мой взгляд, он не должен упрощаться) по порядку поиска и устранения причин радиопомех.
Кстати, выделенное в Заявлении жирным шрифтом наш филиал ГРЧЦ
заменяет обязательным приложением к Заявлению копий сертификатов на телевизор, антенну и справки из телеателье об исправности телевизора и антенны.
Для справки: Стоимость работ по выявлению помех в республике Коми на апрель 2003 года составляет 1206 руб 42 коп, без учета командировочных расходов и стоимости проезда по республике.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
В Управление ГосСвязьНадзора по
__________________________________
_________________________________
З А Я В Л Е Н И Е
Прошу выполнить работы по выявлению и устранению помех телевидению, радиовещанию, телефонной связи.
- Данные заявителя
:
___________________________________________________________________
фамилия, имя отчество заявителя
___________________________________________________________________
полный почтовый адрес, номер телефона
___________________________________________________________________
паспортные данные, когда, кем выдан.
___________________________________________________________________
путь проезда на автомашине.
Тип приемного устройства _____________________________________
Применяемая антенна ___________________________________________
(комнатная, самодельная, и т.п.).
Наличие сертификата на антенну
Какая организация обслуживает вашу антенну______________________
Когда последний раз проводилось техническое обслуживание вашей
антенны____________________________________________________________
При приеме какой программы телевидения наблюдаются помехи.
Время действия помех____________________________________________
(днем, вечером, круглые сутки и т.д.).
Продолжительность и характер помех при слуховом или (и)
зрительном восприятии человека._ _______________________________
Имеют ли место такие помехи на расположенных вблизи
(квартирах, домах) телевизорах, радиоприемниках или других
радиоэлектронных средствах._______________________________________
Наиболее удобное время для посещения заявителя сотрудниками
Управления Госсвязьнадзора России в период действия помех.
В случае обнаружения моей вины по причине неисправности моего
телевизора, антенно- фидерной системы или ложной заявки (отсутствия
помех в указанное мной время) обязуюсь оплатить стоимость вызова
спецавтомашины и специалистов управления ГосСвязьНадзора .
“_____”________________200__г ____________________________
подпись
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ИНСТРУКЦИЯ
О порядке проверки заявлений о наличии индустриальных и других помех.
При проверке жалобы на предмет наличия помех радиоприему телевидения, радиовещания, радиосвязи и другим службам, создаваемым техническими средствами, источниками электромагнитных излучений Представитель органов Государственного надзора за связью обязан:
До выезда к заявителю:
- Проверить, находится ли радиотехническое средство, на которое воздействуют помехи в зоне уверенного приема. Для этого проверяются уровни сигналов от телевизионных и радиовещательных передатчиков в месте установки антенны радиотехнического средства, на которое воздействуют помехи.
- Проверить, не снижалась ли мощность сигнала телевизионных и радиовещательных передатчиков в указанное заявителем время. При наличии соответствующих записей в журнале работы телевизионных и радиовещательных станций об этом письменно уведомляется заявитель и работа по заявке прекращается..
У заявителя:
- При обнаружении сигнала помехи определить его спектральные характеристики (частоту, уровень мощности), направление прихода помехи. При отсутствии помехи в указанное заявителем время Представитель Государственного надзора за связью обязан ожидать появления помех в течении часа, после чего заявитель письменно уведомляется об отсутствии помех и работа по заявке прекращается.
- Проверить наличие сертификатов, ГОСТОв на используемую заявителем антенну и приемное телевизионное и радиовещательное оборудование. При отсутствии таких сертификатов или документов, подтверждающих соответствие приемного телевизионного или радиовещательного оборудования стандартам Представитель органов Государственного надзора за связью проверяет соответствие используемого оборудования “Перечню сертифицированных и разрешенных к использованию на территории Российской Федерации телевизионных и радиовещательных приемных устройств”.
При несоответствии приемного устройства требованиям Закона об обязательной сертификации, об этом уведомляется заявитель и работа по заявке прекращается.
- Проверить исправность приемного телевизионного и радиовещательного оборудования, его исправность путем подачи контрольных сигналов на антенный вход. Контрольные сигналы подаются как на частоте полезного сигнала, так и на частоте помехи. При обнаружении неисправности об этом письменно уведомляется заявитель и работа по заявке прекращается.
- Проверить состояние антенн, используемых заявителем, для чего путем внешнего осмотра убедиться в правильности их изготовления, соответствия ГОСТу или сертификату, убедиться в отсутствии коррозии на элементах антенны и надежности подключения фидера. Для антенн коллективного пользования проверить у организации, обслуживающей эти антенны наличие журнала учета технического обслуживания и дату последнего технического обслуживания антенн.
При несоответствии антенн требованиям эксплуатации об этом письменно уведомляется заявитель и работа по заявке прекращается.
- При отсутствии признаков неисправности антенны измерить уровень сигнала на антенном входе телевизора или радиовещательного приемника. Уровень сигнала должен быть не ниже паспортной чувствительности. В случае, если он ниже паспортной чувствительности приемного устройства – об этом уведомляется заявитель и работа по заявке прекращается.
- В случае соответствия приемного телевизионного или радиовещательного оборудования и антенн Представитель органов Государственного надзора за связью обязан приступить к поиску источника помех.
- При обнаружении помех Представитель органов Государственного надзора за связью обязан определить пеленг на предполагаемый источник и выяснить, кому принадлежит предполагаемый источник помех.
У владельца предполагаемого источника помех .
При личном посещении организации, эксплуатирующей предполагаемый источник помех Представитель органов Государственного надзора за связью обязан проверить:
- Наличие разрешения органов Государственного надзора за связью на
эксплуатацию предполагаемого источника помех.
- Наличие и квалификацию обслуживающего персонала.
- Соответствие выходной мощности указанной в разрешении.
- Соответствие полос излучения указанным в разрешении.
- Исправность антенно-фидерной системы.
- Исправность передающего оборудования.
- Наличие и правильность ведения аппаратных журналов.
- Наличие и исправность оборудования, предусмотренного инструкцией по
эксплуатации передающего устройства.
- Лично убедиться в том, что помехи телевизионному и радиовещательному
приему происходят именно от этого источника.
В случае несоответствия передающего устройства нормативным требованиям по
его эксплуатации составляется акт, в котором перечисляются все обнаруженные
недостатки. В особых случаях Представитель Государственного надзора за связью
может самостоятельно принять решение о запрете на эксплуатацию
радиопередающего устройства.
Представителю Государственного надзора за связью запрещается:
- Пользоваться неисправными, неповеренными, не соответствующими ГОСТу измерительными приборами, а также оборудованием, предоставляемым сторонними лицами.
- Вносить в акты заведомо ложные и непроверенные данные, а также данные со слов заинтересованных лиц.
- Вступать в споры с заинтересованными лицами.
- Проводить измерения с нарушением правил техники безопасности.
В СЛУЧАЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО НАДЗОРА ЗА СВЯЗЬЮ ОБЯЗАН НЕМЕДЛЕННО ПРЕКРАТИТЬ РАБОТУ И СООБЩИТЬ ОБ ЭТОМ РУКОВОДСТВУ.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
(ответ на жалобу жильцов)
Копия Заявителю: Фамилия Имя Отчество
Адрес заявителя______________________.
На Ваше заявление сообщаем, что Государственной жилищной инспекцией города проведено обследование и рассмотрены разрешительные документы на право эксплуатации любительской радиостанции 1-й категории коллективного пользования, установленной на доме по адресу……
9 апреля 2003 года работниками антенной службы участка электрических сетей МУП “Жилкомхоз” проведено обследование технического состояния телевизионных антенн Вашего жилого дома, которые обеспечивают прием сигнала Вашими телевизионными приемниками. В результате обследования установлено, что общедомовой телевизионной антенной пользуются только жители 2-х квартир из 1-го подъезда, остальные имеют
САМОВОЛЬНО установленные антенны, техническое состояние которых возможно не обеспечивает нормальный прием телесигнала.
По заданию Государственной жилищной инспекции участком городской телефонной сети проведено обследование оборудования и опрос жителей дома, у которых установлены телефонные аппараты ГТС с целью определения качества связи. Нареканий на телефонную связь не выявлено.
Руководству радиолюбительского кружка указано соблюдать все требования эксплуатации любительских радиостанций в полосах частот, мощностями, классами и шириной полосы излучения, утвержденными Госсвязьнадзором России.
Для улучшения приема сигнала Вашими телеприемниками Вам необходимо обратиться в антенную службу МУП “Жилкомхоз” (адрес) с заявкой на подключение к общедомовой коллективной антенне, а при возникновении неисправностей и помех в телефонной сети – в участок ГТС.
Первый зам Главы администрации города Подпись.
Исп. Подпись.
|