Промышленность производит большой перечень низковольтовой аппаратуры которую можно применить для эксплуатации вовремя ваших поездок на автомобиле. Многие автолюбители могли бы использовать различную аппаратуру на низкое напряжение питания 3...9В. Но напряжение в бортовой сети автомобиля - не менее 12В. Казалось бы, что может быть проще: собрать стабилизатор на микросхеме, например, К142ЕН12 или другой аналогичной микросхеме импортного производства.
Но как быть, если у вас в продаже нет специализированных микросхем рассчитанных для работы в качестве стабилизатора в автомобиле. Вывод напрашивается сам, в этом случае применяют транзисторные аналоги мощных стабилитронов, на которых и собирают простой параметрический стабилизатор. Предлагаю один из вариантов подобного устройства показанного на рис.1.
Рис.1.
Основные его технические характеристики:
- максимальный ток нагрузки - 250 мА,
- минимальное выходное напряжение -3В,
- максимальное выходное напряжение - 9,5 В.
На транзисторе VT1, светодиоде HL1 и резисторах R1, R2 собран стабилизатор тока для источника образцового напряжения VD1, как показано на рис.1.
Часть образцового напряжения с резистивного делителя R3R4R6 подают на составной транзистор VT2VT3, работающий как эмиттерный повторитель. Выходное напряжение регулируют переменным резистором R6.
В устройстве применены постоянные резисторы МЛТ за исключением R5. Переменный резистор - любой. Балластный резистор R5 - проволочный марки ПЭ, ПЭВ и т. д.
Его сопротивление и мощность рассчитывают по формулам:
Rб = (Uвx min - Uвых mах)/Iн mах;
Р = (Uвх mах - Uвых min)2/Rб, где
Uвх mах, Uвх min - соответственно входное максимальное и минимальное напряжения;
Uвыx max , Uвыx min - максимальное и минимальное выходные напряжения;
Iн max - максимальный ток нагрузки.
Конденсатор - любой оксидный на номинальное напряжение не менее указанного. Транзистор VT3 выбирают из серий КТ814, КТ816; его следует установить на небольшой теплоотвод, в том числе и на стенку металлического корпуса стабилизатора. Стабилитрон VD1 — любой на напряжение 8...9 В.
Детали применяемые в устройстве не являются дефицитными и вполне могут быть заменены на аналогичные. Данное устройство было повторено неоднократно многими как радиолюбителями так и автолюбителями и показало хорошую надежность вы эксплуатации.
В. Севастьянов