Продолжаем публикацию статей по проведению самодиагностики импортных автомобилей. Немецкий автомобиль „Volkswagen” имеет несколько модификаций. Модификации отличаются по году выпуска, типу двигателя и по разновидностям систем впрыска топлива, установленных на двигателе (табл. 1).
При этом любая модификация автомобиля имеет систему бортовой самодиагностики двигателя, работающую совместно с электронным блоком управления впрыском (ЭБУ-В). Известно, что ЭБУ-В получает и обрабатывает сигналы различных датчиков систем впрыска, зажигания и др.
Величины этих сигналов сравниваются с опорными значениями, которые записаны в постоянную память ЭБУ-В. В случае значительного расхождения (более чем на 30%) параметров рабочего и опорного сигналов система самодиагностики фиксирует это как „неисправность” и присваивает ей определенный код, который записывается в регистратор неисправностей ЭБУ-В.
Таблица 1.
Модель
|
Код двигателя
|
Система впрыска
|
Года выпуска
|
POLO 1,3/1,3Q40
|
PY
|
VAQ Digifant/—”—”—spi
|
86-87 и 91-94
|
PASSAT 1,8
|
ABS, AAM
|
MONO-MOTRONIC
|
91-93
|
TRANSPORTER 2,0
|
AAC
|
VAQ Digifant Mpi
|
с 91
|
QOLF/VENTO 1,4i/1,8i
|
ABD, AAM, ABS
|
MONO-MOTRONIC
|
c 92
|
QOLF/VENTO 2,0 8V
|
2E
|
VAQ Digifant
|
с 92
|
QOLF/VENTO 2,0 16V
|
ABF
|
VAQ Digifant
|
с 92
|
QOLF/VENTO 2,8 VR6
|
AAA
|
MOTRONIC
|
с 92
|
PASSAT 2,8 VR6
|
AAA
|
MOTRONIC
|
с 92
|
QOLF/VENTO 2,0
|
ADY
|
Simos
|
с 94
|
PASSAT 2,0
|
ADY
|
Simos
|
с 94
|
PASSAT 1,8
|
AAM
|
MONO-MOTRONIC
|
91-93
|
PASSAT 2,0 16V
|
9А
|
КЕ-MOTRONIC
|
89-93
|
CORRADO 2,8 VR6
|
AAA
|
MOTRONIC
|
с 92
|
CORRADO 2,0 16V
|
9A
|
КЕ-MOTRONIC
|
92-95
|
В табл.2 сведены коды неисправностей, одинаковые для всех моделей автомобилей „Volkswagen”, имеющих индикатор „проверь двигатель” на приборной панели. В автомобилях, не имеющих индикатора „проверь двигатель”, коды неисправностей могут быть считаны только при помощи специальных диагностических тестеров, а затем выведены на принтер. Поскольку коды принтера отличаются от кодов самодиагностики, здесь они не приводятся.
Таблица 2.
Неисправность
|
Код неисправности
|
Конец вывода кодов неисправностей
|
0000
|
Нет дефектов
|
4444
|
Форсунка № 1 (ее цепь)
|
4411
|
Форсунка № 2 (ее цепь)
|
4412
|
Форсунка № 3 (ее цепь)
|
4413
|
Форсунка № 4 (ее цепь)
|
4414
|
Форсунка № 5 (ее цепь)
|
4421
|
Клапан управления холостым ходом
|
4431
|
Клапан ограничения давления наддува
|
4432
|
Клапан аккумулятора паров топлива
|
4343
|
Дефект в ЭБУ-В
|
4332\1111
|
Некорректное управление составом смеси
|
2413
|
Богатая смесь
|
2344
|
Бедная смесь
|
2343
|
Датчик скорости автомобиля или его цепь
|
1231
|
Привод дроссельной заслонки
|
1232
|
Датчик частоты вращения или его цепь
|
2111
|
Датчик ВМТ или его цепь
|
2112
|
Датчик Холла или его цепь
|
2113
|
Распределитель зажигания
|
2114
|
Датчик положения дроссельной заслонки
|
2121
|
Отсутствие сигнала датчика частоты вращения
|
2122
|
Некорректная работа выключателя дроссельной заслонки при полной нагрузке
|
2123
|
Некорректная работа ЭБУ-В по цепи "управление по детонации"
|
2143
|
Датчик детонации I
|
2142
|
II
|
2144
|
Датчик положения дроссельной заслонки (его цепь)
|
2112
|
Превышение максимальных оборотов двигателя
|
2214
|
Датчики абсолютного давления воздуха (их цепи) I
|
2221
|
II
|
2222
|
Датчик барометрического давления
|
2223
|
Превышение максимального давления наддува
|
2224
|
Некорректное управление холостым ходом
|
2231
|
Датчики расхода воздуха (их цепи до ЭБУ-В) I
|
2232
|
II
|
2233
|
Повышенное напряжение в системе электропитания (проверить бортовую сеть, регулятор напряжения, зарядку аккумуляторной батареи)
|
2234
|
Потенциометр (переменный резистор регулировки состава смеси) подлежит проверке (его цепь)
|
2242
|
Датчик температуры охлаждающей жидкости (его цепь) подлежит проверке
|
2312
|
Проверить электрические соединения: двигатель — КПП — "масса"
|
2314
|
Датчик температуры (его цепь) подлежит проверке
|
2322
|
Электронная часть датчика расхода воздуха (потенциометр) подлежит проверке
|
2323\2324
|
Кислородные датчики (лямбда-зонды), их цепи подлежат проверке
|
2341\2342
|
Порядок проведения самодиагностики на автомобилях с индикатором „проверь двигатель”:
- на колодке самодиагностики (диагностическом разъеме) необходимо закоротить контрольные клеммы „А” и „Б” черного и белого разъемов не менее чем на 5с. при включенном зажигании;
- индикатор „проверь двигатель” начнет выдавать серии вспышек с интервалом в 2,5с. [1];
- для определения кода неисправности подсчитывается количество вспышек каждой группы;
- процедуру считывания кодов следует повторить несколько раз, чтобы избежать ошибок;
- процесс считывания завершается при появлении кодов 4444 или 0000;
- для большинства указанных в табл.1 моделей автомобилей колодка самодиагностики (диагностический разъем) находится в салоне под приборной панелью со стороны пассажира;
- на автомобилях с системой впрыска „MONO-JETRONIC” диагностический разъем может располагаться под резиновым чехлом ручки переключения скоростей. Для этих моделей автомобилей вход в режим самодиагностики следующий: не менее чем на 5 с необходимо заземлить клемму 1 красного разъема;
- на автомобилях с системой впрыска „MONO-JETRONIC”, у которых отсутствует диагностический разъем, необходимо заземлить клемму желто-черного провода разъема катушки зажигания.
Очистка памяти ЭБУ-В после устранения обнаруженных неисправностей
А .
Для автомобилей, оборудованных системой впрыска „MONO-JETRONIC”:
выключить зажигание;
закоротить клемму №1 красного разъема и клемму желто-черного провода разъема катушки зажигания;
включить зажигание не менее чем на 5с.
Б.
Для остальных моделей автомобилей:
выключить зажигание;
закоротить клеммы „А” и „Б” черного и белого разъемов;
включить зажигание не менее чем на 5с;
удалить перемычку. После высвечивания кода 4444 выключить зажигание.
В.
Для всех моделей автомобилей можно рекомендовать очистку памяти более простым способом:
- при выключенном зажигании отсоединить „массу” от аккумуляторной батареи и отсоединить разъем с проводами от ЭБУ-В не менее, чем на 5 мин.
После устранения неисправностей и очистки памяти в ЭБ”-В необходимо провести 15-минутный контрольный прогон автомобиля на прогретом двигателе (Tg = 80°С), задавая ему различные режимы работы: холостой ход, номинальные обороты, максимальная нагрузка. Для перепроверки качества проведенных работ следует повторить процедуру считывания кодов неисправностей и убедиться в том, что их нет.
Б. Астратов
Литература:
- Б. Астратов. Самодиагностика электронного блока управления впрыском. Ремонт & Сервис, 2001, № 9, с. 44 - 46.
РС3-2002
|