Сайт радиолюбителей Республики Коми.
Регулятор тактов стеклоочистителя автомобиля.
На главную Главная

С началом осени многие автолюбители обращают свое внимание на модернизацию своего автомобиля служащего верой и правдой, так как многие автомобили особенно старых марок требуют доработки. Одну из таких доработок предлагают авторы, к примеру, многие современные автомобили оборудованы стеклоочистителем, который может работать в непрерывном и пульсирующем режиме движения щеток. Второй режим очень удобен при моросящем дожде и слабом снеге, но автомобили ранних выпусков и некоторые модели автомобилей, например “Москвич” и т.д., не имеют пульсирующего режима, что создает определенные неудобства при их эксплуатации.

Предлагаемое устройство позволяет получить регулируемый пульсирующий режим работы стеклоочистителя. В отличие от ранее опубликованных устройств, применяющих дополнительные выключатели и электромагнитные реле, этот регулятор рассчитан на использование штатного переключателя режимов работы стеклоочистителя и является бесконтактным. Подключение схемы к переключателю не изменяет существующих режимов работы щеток - быстрый, медленный, а только задает паузу между тактами этих режимов. Пауза задается переменным резистором, ручка которого выведена на лицевую панель приборов.

Рис.1.

Устройство, схема которого приведена на рис.1, состоит из тиристорного ключа VS1, генератора импульсов на однопереходном транзисторе VT2 с элементами С2, R5 - R8, блока первоначального включения тиристора - VT1, С1, VD2, R1 - R4, элементов защиты схемы от ЭДС самоиндукции - диода VD1 и конденсатора С3.

Работает устройство следующим образом. В исходном состояний переключатель SA1 выключен, прибор обесточен, контакт SF1 разомкнут, конденсатор С1 заряжен до напряжения бортовой сети, цепь зарядки С1 следующая: +12В, обмотка возбуждения (OB), C1, VD2,R1, общая шина.

При включении переключателя SA1 замыкаются его контакты 1, 3, подавая напряжение питания и одновременно подключая заряженный конденсатор С1 к переходу база - эмиттер транзистора VT1, который открывается на время разрядки этого конденсатора и включает тиристор VS1. Электродвигатель стеклоочистителя включается, замыкает свой контакт SF1, механически связанный с ним, и одновременно шунтирует цепь питания генератора и тиристор, последний закрывается, а двигатель остается включенным с помощью контакта SF1.

После двойного хода щеток контакт SF1 размыкается и двигатель отключается. С этого момента устройство вновь получает питание через обмотку двигателя и обмотку возбуждения. Конденсатор С2 генератора начинает заряжаться через резисторы R7 и R8, а конденсатор С1 и его цепь зарядки с диодом VD2 зашунтированы контактами 1, 3 переключателя, транзистор VT1 закрыт. При достижении порогового напряжения на конденсаторе С2 транзистор VT2 открывается, открывает тиристор, и цикл повторяется. Время зарядки конденсатора С2 в основном определяется сопротивлением переменного резистора R7. Когда сопротивление резистора R7 минимально, то время зарядки мало - стеклоочиститель работает непрерывно. При максимальном сопротивлении резистора время зарядки конденсатора С2 максимально - стеклоочиститель совершает цикл за 15 с. Изменением сопротивления резистора R7 устанавливают желаемый режим работы стеклоочистителя в интервале 0 ….. 15с. После выключения переключателя SA1 размыкаются контакты 1, 3 и конденсатор С1 заряжается до напряжения бортовой сети, при повторном включении переключателя транзистор VT1 вновь включит тиристор.

Таким образом, первый такт работы щеток всегда будет происходить сразу же после включения переключателя, второй и последующие - будут повторяться в зависимости от положения движка переменного резистора R7 на данный момент. Введение в схему транзистора VT1 с перечисленными выше элементами позволило однократно включать тиристор независимо от положения движка переменного резистора R7 при каждом очередном включении переключателя режима. При включении переключателя SA1 во второе положение (контакты 2, 3 замкнуты) - режим быстрого движения щеток - все процессы включения двигателя, формирования паузы н его отключения аналогичны описанным. Подключение схемы - четырехпроводное. Клеммы 5, 4 устройства подключаются в разрыв общего провода (а) переключателя (см. схему), клемма 2 - вывод конденсатора С1 - к контакту 1 переключателя - малая скорость электродвигателя, клемма 1 - к шине питания + 12 В.

Детали

Все элементы, размещены на печатной плате и помещены в пластмассовый корпус и закреплены на переменном резисторе R7, являющемся одновременно элементом крепления устройства на приборном щитке.

В устройстве применены:

  • резисторы МЛТ,
  • переменный резистор СП-1,
  • конденсаторыС2, С3 - К50-6, С1 - МБМ;
  • диоды - VD1 - Д223, VD2 - КД105Б.

Установка тиристора на радиатор не обязательна. Устройство некритично к замене полупроводниковых элементов. При замене радиокомпонентов на современную элементную базу габариты устройства уменьшатся, а технические характеристики улучшатся, но основная цель достигнутая автором это возможность использования различных деталей, в том числе и от непригодной к эксплуатации аппаратуры и повторения конструкции любого радиолюбителя с минимальными конструкторскими навыками в сборке и настройке.

В. Ефремов, В Федько

На главную Главная
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Hosted by uCoz