Сайт радиолюбителей Республики Коми.

: главная: странички:

Блок управления свечами накаливания дизельного двигателя ВАЗ-341 в автомобиле ВАЗ-21045.
Продолжаем знакомить вас с электронными устройствами, которыми оснащают современные отечественные автомобили. Сегодня речь пойдет о блоке управления свечами дизельного двигателя, устанавливаемого на автомобили ВАЗ-21045.

Блок 25.3763 управления свечами накаливания производства ОАО “ЧНППП “ЭЛАРА” устанавливают на автомобили ВАЗ-21045 с дизельным двигателем ВАЗ-341 производства ОАО “Барнаултрансмаш”. Он предназначен для включения свечей 1602.3740, обеспечивающих воспламенение топливно-воздушной смеси при пуске двигателя.

Алгоритм работы блока следующий: когда ключ в замке зажигания переводят из положения “Выключено” в положение “Зажигание”, свечи накаливания, установленные по одной в каждом цилиндре, подключаются к аккумуляторной батарее. В этот момент загорается контрольная лампа на приборном щитке автомобиля. По истечении интервала времени tпп, называемого временем предварительного подогрева, контрольная лампа гаснет, что говорит о готовности двигателя к пуску. После этого свечи накаливания остаются под напряжением дополнительно в течение 5с.

При включении стартера свечи находятся во включенном состоянии и выключаются через 5 с после выключения стартера. Время предварительного подогрева tпп является функцией температуры в подкапотном пространстве автомобиля (датчик температуры установлен непосредственно на плате блока управления), соответствующие значения tпп приведены в табл.1.

Т, °С

-40

-30

-20

-10

0

10

20

30

40

tпп, с

40

32

26

20

16

13

10

8

7

Таблица 1.

Принципиальная схема блока управления показана на рис.1. Позиционные обозначения всех элементов соответствуют схеме предприятия—изготовителя. Основные функциональные узлы блока — два таймера, собранных на микросхемах 1W4541BN (DD1, DD2), источник питания контрольной лампы на транзисторах VT2, VT3, узел защиты от короткого замыкания цепи питания свечей накаливания на транзисторах VT4, VT5 и узел коммутации на транзисторе VT6 и реле К1.

Микросхема 1W4541BN - программируемый таймер с встроенным генератором, частоту колебаний которого задают RC-цепи, подключенные к выводам RX, СХ и RS. Коэффициент пересчета определяется соотношением сигналов на входах А и В - табл. 2.

Вход А

0

0

0

1

Вход В

0

1

0

1

Коэффициент перерасчета

213

210

28

216

Таблица 2.

При включении зажигания на контакт ХР1.3 блока управления поступает напряжение бортовой сети автомобиля +12 В. Диод VD11 защищает блок от переполюсовки напряжения питания, стабилизатор R23VD10 стабилизирует напряжение питания микросхем DD1, DD2 на уровне 5,5В, что обеспечивает работу блока управления в интервале от 6 до 16В согласно требованиям АвтоВАЗа.

Цепь R1C1 запускает таймер DD1, на выходе Q которого появляется единичный сигнал, при этом на выходе Q микросхемы DD2 также устанавливается высокий уровень, что приводит к включению транзистора VT6 и реле К1. Замыкающие контакты реле К1 V23071-A1009-A132 фирмы SIEMENS рассчитаны на подключение нагрузки с током потребления 120А и отключение — с током 70А.

Реле размещено непосредственно на печатной плате блока управления. Оно не имеет аналогов с такими же размерами. Напряжение с аккумуляторной батареи (контакт “К30” соединения XS1) через контакты К1.1 и токоизмерительный резистор R16 поступает на свечи накаливания.

Резистор R16 выполнен из листового нихрома толщиной 1 мм, его расположение в блоке управления показано на рис.2.

Рис.2.

1- резистор,

2 - печатная плата с элементами,

3 - основание блока,

4 - измерительная дорожка.

Измеряемый ток I протекает от соединения XS1 “К30” к контактам В, С, D. Контакты А и Е — измерительные. Сопротивление резистора R16 определяется длиной дорожки 4 и может быть откорректировано изменением длины боковых пазов.

Если ток I превышает установленный порог 175А, последовательно открываются транзисторы VT4, VT5 и входы В микросхем DD1, DD2 замыкаются на общий провод, после чего на выходе Q таймера DD2 устанавливается низкий уровень и транзистор VT6 выключается. Реле размыкает контакты К1.1 силовой цепи.

В штатном режиме после включения зажигания и замыкания контактов К1.1 импульсом тока по цепи C5R11 открывается транзистор VT3, а затем VT2 — включается источник питания контрольной лампы. Резистор R12 ограничивает ток через холодную спираль лампы в момент включения. Таймер DD1 формирует интервал времени предварительного подогрева tпп.

Температурную зависимость частоты внутреннего генератора микросхемы DD1 задает терморезистор R6 232264063683 фирмы PHILIPS. Конденсатор С4 — регулировочный для начальной установки времени tпп при температуре 20°С.

По окончании времени tпп на выходе Q таймера DD1 появляется низкий уровень и запускается таймер DD2, формирующий временной интервал 5 с, одновременно контрольная лампа на щитке приборов выключается. Через 5 с транзистор VT6 и реле К1 выключаются и свечи обесточиваются.

При включении стартера напряжение +12В поступает на контакт ХР1.4 “К50”, таймер DD2 принудительно устанавливается в исходное состояние и реле К1 срабатывает. После выключения стартера свечи остаются под напряжением в течение 5с. и выключаются. Повторный запуск подогрева свечей накаливания возможен только после выключения и включения зажигания. В случае замыкания в цепи контрольной лампы транзистор VT3 закрывается и лампа обесточивается.

Блок управления размещен в пластмассовом корпусе, на основании которого расположен четырехконтактный штыревой разъем для подключения слаботочных цепей. Силовые контакты блока управления резьбовые, соединение XS1 имеет резьбу Мб, XS2 — М5. Печатная плата установлена в блоке элементами внутрь.

Блок закреплен в подкапотном пространстве автомобиля с помощью промежуточного кронштейна. Все элементы рассчитаны на работу в интервале температур от -40 до +85 °С. Падение напряжения на коммутирующих контактах не должно превышать 20 мВ на 1А тока нагрузки.

П. Васильев

Rambler's Top100
Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb
Copyright © Russian HamRadio

Hosted by uCoz