В предлагаемой доработке идет речь о том, как сделать переключение сеток в Си-Би радиостанциях фирмы MAYCOM более удобным, а также о питании радиостанций в автомобиле.
На отечественном рынке модельный ряд фирмы MAYCOM представлен четырьмя разработками (АН-27, SH-27, ЕМ-27 и НМ-27), успешно конкурирующими с аппаратурой других фирм. Секрет успеха довольно прост: трансиверы MAYCOM сочетают в себе хорошие технические характеристики, функциональную насыщенность и приемлемую цену.
Заслуженной популярностью пользуется мобильно-базовая радиостанция EM-27D. Трансивер раскрывается до 15 сеток (600 каналов), что охватывает частотный диапазон 23,815...30,555 МГц. Первый смеситель приемника выполнен на полевых транзисторах по балансной схеме, имеется персональный вызов на основе DTMF кодер/декодера, 7 каналов памяти, 2 вида сканирования, репитерный режим с произвольным разносом частот, программируемая тангента и еще много других полезных функций. Для наших радиолюбителей и пользователей чрезвычайно актуальна функция оперативного переключения "европейского" и "российского" частотных стандартов. Особенно ценно, что для
этого не требуется сброс и перезапуск микропроцессора (как в радиостанциях ALAN 48+/7S+ и YOSAN JC2204/YT07).
К сожалению, производитель не совсем учел национальную специфику российского Си-Би эфира, где одинаково активно работают и в "нулях", и в "пятерках". При разработке трансивера исходили из концепции, что сетка "О кГц" будет использоваться, в лучшем случае, эпизодически и придали этому режиму статус не основного. Вероятно, поэтому доступ к переключению частотных стандартов организован крайне неудобно. На первый взгляд, процедура выглядит элементарно просто: оператор должен, удерживая нажатой кнопку Ml ("FUN"), нажать кнопку Мб ("BEEP/BAND").
На деле все происходит не так гладко. Упомянутые кнопки позиционно разнесены, и нажать их можно либо обеими руками, либо с помощью "распальцовки", известной в народе как "коза рогатая". Сами толкатели кнопок расположены на одном уровне с передней панелью и своей волнообразной формой копируют ее конфигурацию. При таком стильном, но, увы, не эргономичном дизайне кнопки тактильно почти не ощущаются, пальцы на них не фиксируются и соскальзывают. Неудовлетворительный контроль над кнопками не только утомляет, но и приводит к досадным ситуациям. Например, при ошибочном нажатии комбинации кнопок М1+М5 происходит... сброс микропроцессора (RESET CPU).
Помучившись какое-то время, автор этих строк решил, что дальше так дело не пойдет. Поэтому, как продолжение темы, начатой в [1], был разработан модуль управления, позволяющий переключать "европейский" и "российский" стандарты идеальным способом - не притрагиваясь к трансиверу и практически моментально. После доработки кнопка F, расположенная на тангенте, начинает работать по следующему алгоритму: при кратковременном нажатии реализуется штатная функция, при нажатии с удержанием в
течение 0,3 секунды происходит переключение частотных стандартов.
Схема модуля управления показана на рис. 1.
Устройство питается (выводы 1, 2) стабилизированным напряжением +8 В, имеющимся в трансивере, и потребляет ток 80 мкА.
В режиме приема на выводе 3 может присутствовать напряжение в пределах + 1...2,5 В (в зависимости от того, нажата или нет одна из программируемых кнопок PI—P3).
Транзистор VT1 открыт, напряжение на его коллекторе составляет менее 0,4 В, поэтому транзисторы VT2 и VT3 закрыты.
При кратковременном нажатии кнопки F вывод 3 коммутируется на общий провод, транзистор VT1 закрывается и на его коллекторе возникает напряжение +8 В. При этом транзистор VT2 открывается и "замыкает" кнопку М1. Если кнопку F удерживать нажатой, происходит зарядка конденсатора С1 через резистор R3 и после задержки 0,3 с открывается транзистор VT3, который "замыкает" кнопку Мб. Таким образом, реализуется автоматическое переключение частотных стандартов. Процесс сопровождается сменой показаний частоты на ЖК дисплее в разряде единиц килогерц (0 или 5), а также подтверждается двойным сигналом бипера (если функция ВЕЕР активирована).
После отпускания кнопки F конденсатор С1 быстро разряжается через диод VD1 и открытый переход эмиттер-коллектор транзистора VT1, в результате устройство сразу готово к дальнейшему использованию. Следует обратить особое внимание, что транзистор VT1 должен иметь гарантированно высокий статический коэффициент передачи тока в схеме с общим эмиттером (400...1000), поэтому другие типы транзисторов применять нежелательно
Конструктивно модуль представляет собой прямоугольную плитку размерами 40x20*3,5 мм. Боковые плоскости изготовлены из тонкого стеклотекстолита, между которыми расположены радиоэлементы. Получившийся "сэндвич" спрессован с помощью эпоксидной смолы. Гибкие выводы модуля сделаны из плоского ленточного кабеля (шлейфа). Возможен и традиционный вариант монтажа на печатной плате. Установка модуля в трансивер подразумевает аккуратность и обязательное применение мер защиты от статического электричества.
Предлагаемая доработка может быть осуществлена также в модели НМ-27, конечно, при условии, что ее опции сконфигурированы для "российской" сетки частот.
Теперь перейдем к особенностям эксплуатации Си-Би трансивера MAYCOM EM-27D в автомобиле. Если отключение трансивера осуществлять кнопкой PWR, он отнюдь не выключается, а переходит в режим "горячего" резервирования. При этом многие функциональные узлы остаются под напряжением и потребляемый ток составляет 100...130 мА. Оставлять на ночь в автомобиле такой ощутимый потребитель, по меньшей мере, неэкономно. Более того, это еще и небезопасно, поскольку возможно самопроизвольное срабатывание электронного блока включения трансивера (например, от помехи).
Опытные пользователи предпочитают в конце рабочего дня на всякий случай отстыковывать трансивер от бортовой сети автомобиля. Однако тут же возникает другая проблема. В автономном состоянии внутренняя память микропроцессора питается от резервного источника тока - ионистора, который имеет электрическую емкость 0,047 Ф. Приблизительно за 30 мин напряжение на ионисторе уменьшается с 5 до 0,8 В, после чего вся информация из памяти стирается. Для многих пользователей это крайне неудобно, поскольку приходится каждый раз программировать от 2 до 10 и более параметров (каналы, сетки, DTMF-коды и т. п.).
Конечно, указанный недостаток можно устранить, применив ионистор большей емкости либо даже аккумулятор, но это потребует квалифицированного вмешательства в трансивер Вместо этого предлагается простой и доступный способ, не требующий вскрытия аппарата.
На рис. 2 изображена альтернативная схема подключения EM-27D к бортовой сети автомобиля.
Когда тумблер SA1 находится в положении "РАБОТА", на трансивер поступает питание и он может быть включен кнопкой PWR.
Если тумблер перевести в положение "СОН", по цели R1HL1 потечет ток 8 мА, а светодиод будет индицировать включенный режим.
При столь незначительном токе ни один узел трансивера не функционирует и он не может быть включен кнопкой PWR. Тем не менее в этом режиме на ионисторе поддерживается напряжение 1,2. .1,3 В, что является достаточным для сохранения информации в ОЗУ микропроцессора в течение неопределенно длительного времени
А. СОКОЛОВ
Литература:
- 1.Соколов А. "Российская* сетка в Си-Би радиостанции
- Радио. 2000, N 9, с 64.
2. MAYCOM Co Ltd. Service Manual. Model EM-27 (Electrical Diagram)