Сайт радиолюбителей Республики Коми.
Способ установки антенн на подвижном транспорте.
На главнуюГлавная

Дайте мне точку опоры, и я … установлю любую антенну".

Если вы считаете, что речь в статье пойдет о установке “хлыстов” или “штырей” для СВ или УКВ диапазона, то эта статья не для вас, здесь речь пойдет о более серьезных, направленных антеннах КВ и УКВ диапазонов. Конечно, на ходу автомобиля с такими антеннами работать никто не будет, но их назначение иное, применив эту конструкцию для специальных, экспедиционных автомобилей или прицепов, можно развернуть неплохое антенное хозяйство в короткие сроки и минимальным экипажем и работать с комфортом.

Прежде чем приступить к разработке этого антенного хозяйства, пришлось проанализировать и свой небольшой экспедиционный опыт и опыт коллег, перечитать массу отчетов об экспедициях, тщательно просмотреть сотни фотографий антенного хозяйства. К сожалению, пришел к неутешительному выводу: Мало кто серьезно занимается разработкой антенно-мачтового хозяйства специально для экспедиций.

В основном в экспедициях используются телескопы, мачты от “Ангары” или Р-140. У каждой есть достоинства, но есть и недостатки, они хорошо известны. Мне же требовалось создать что-то такое, что отвечало бы следующим требованиям:

  • Вся конструкция должна перевозиться и устанавливаться на экспедиционном комплексе “Инта-50”, автомобиле-вахтовке или радийной машине с КУНГом (типа КШМ)
  • Должна обеспечиваться легкость и быстрота сборки, разборки, установки и демонтажа. К тому же, все вышеперечисленные операции должен осуществлять всего один человек.
  • Конструкция должнабыть универсальной, т.е. в зависимости от назначения экспедиции, на мачте должны устанавливаться направленные КВ или УКВ антенны или их комбинации.
  • Антенны должны вращаться по азимуту, с индикацией направления и управлением с рабочего места оператора. Максимальный вес устанавливаемых на мачте антенн и дополнительных узлов долженбыть не менее 30 кг.
  • Максимальная длина траверсы антенн КВ диапазона должна быть не менее 6 метров, для антенн диапазонов от 10 метров и выше - не менее 10 метров.

Такую конструкцию удалось не только разработать, но и воплотить в железе, презентация ее состоялась на слете радиолюбителей клуба “Арктика” “Полярный Круг -2005” 3-7 августа 2005 года.

Так выглядела система, установленная во время слета на созданном в прошлом году экспедиционно-связном комплексе “Инта-50”:

Эта антенно - мачтовая конструкция предназначена для установки на автомобилях-вахтовках, радийных машинах с КУНГом, а также на прицепах-КУНГах. Конструкция позволяет: Установку 1-3 направленных антенн КВ диапазона с длиной траверсы каждой антенны до 6 метров.

Установку одной и более направленных антенн УКВ диапазона с длиной траверсы до 10 -12 метров, и максимальным разносом по вертикали до 2-х метров или по горизонтали до 4-х метров. Во время проведения слета на мачте были установлены эффективные антенны HB9CV на диапазоны 10,15 и 20 метров. Каждая питалась отдельным кабелем.

Участники слета изучают конструкцию. Через минуту антенны займут рабочее положение.

Можно установить и стеки на УКВ, но максимальный суммарный вес антенн, установленных на мачте не должен превышать 30 кг. Испытания проходили с трехкратным превышением этого параметра.

Сборка антенн осуществляется на земле, а их крепление к мачте - на уровне крыши прицепа или автомобиля. Для сборки антенн мачта находится в лежачем положении на крыше автомобиля или прицепа. Там же в разобранном виде она находится в положении транспортировки.

  • Время сборки мачты и установка растяжек около 5 минут. Время сборки антенн определяется их конструкцией.
  • Время подъема мачты с собранными антеннами в вертикальное положение – дело одной минуты.
  • В рабочем положении обеспечивается вращение мачты с установленными антеннами в азимутальной плоскости с рабочего места оператора или снаружи и индикация направления излучения антенн на рабочем месте.

Основу конструкции составляют: Редуктор передаточным числом 16:1, закрепленный на торцевой стороне КУНГа, со стороны оператора.

Редуктор имеет рукоятку первичного вала, расположенную снаружи прицепа и небольшой штурвал, расположенный на том же валу, но на рабочем месте оператора. Вторичный вал редуктора имеет шарнир, который расположен чуть выше уровня крыши, что позволяет укладывать собранную мачту на крышу КУНГа.

Палец шарнира имеет большой люфт во всех плоскостях и стопорится специальной втулкой, расположенной внутри мачты. На редукторе также закреплена лебедка подъема антенны.

Вторичный вал редуктора кольцом из прочной капроновой лески соединен со шкивом указателя направления антенны, расположенным на рабочем месте оператора. Составная мачта длиной 10 метров изготовленная из дюралевых труб диаметром 70 мм длиной по 2 метра.

Верхняя часть состоит из трубы диаметром 70 мм длиной 2 метра с установленным на ней подшипником растяжек и трубы диаметром 65 мм, длиной 3,5 метра, вставленных одна в другую для увеличения прочности узла подшипника.

Три консоли, одна задняя (по ходу прицепа) и две боковые. Назначение консолей – обеспечение подъема мачты и удержание мачты с установленными антеннами в вертикальном положении. Применение консолей вызвано небольшими размерами КУНГа и желанием отказаться от варианта крепления мачты с помощью кольев, забитых в землю.

Именно консоли являются теми точками опоры, которые позволяют одному человеку устанавливать столь значительное сооружение и удерживают мачту во время даже сильного ветра. Эта развернутая для испытаний и оставленная без присмотра система выдержала довольно жесткий ураган, ломавший деревья и телеграфные столбы. К счастью, о прошедшем урагане я узнал только спустя двое суток и на моей нервной системе ураган не отразился.

Такелаж.

Две боковых и одна передняя растяжки регулируемой длины, стрела подъема со специальным хомутом и трос подъема, он же задняя растяжка мачты. Регулировка длины растяжек предусмотрена на случай, если КУНГ не удастся установить на строго горизонтальной площадке, в этом случае за счет изменения длины растяжек можно выставить мачту строго в вертикальное положение.

Эта конструкция отвечает знаменитой фразе - “Все мое всегда со мной”, поскольку для транспортировки задняя консоль на шарнирах складывается на крышу КУНГа, боковые консоли складываются также на шарнирах к боковым стенкам прицепа, а такелаж перевозится в специальном ящике в КУНГе. Стрела подъема и разобранная мачта крепятся к сложенной на крышу задней консоли. На крыше еще остается много свободного места для перевозки антенн.

Точных чертежей конструкции приводить не буду, надеюсь, рисунки и фотографии расскажут вам о принципе и подскажут при необходимости, как применить аналогичный принцип для вашего автомобиля или прицепа.

Итак, вид на конструкцию сзади:

 

Вид сверху:

Так выглядит устройство сбоку:

А это - исходное положение конструкции в момент подъема:

Небольшие подсказки:

1. Для автомобилей типа КШМ с задней дверью КУНГа удобнее расположить редуктор на передней торцевой стене и консоли поставить спереди КУНГа. Лебедку подъема можно крепить на переднем бампере автомобиля. Тогда ни при развертывании, ни при установленной мачте ее узлы не будут мешать.

Примерный рисунок прилагаю.

2. При конструировании боковых консолей необходимо иметь ввиду, что петли крепления боковых растяжек нужно располагать на одной высоте и по одной оси с шарниром установленным на редукторе, тогда во время подъема и установки не нужно будет удлинять или укорачивать боковые растяжки.

3. При необходимости использовать более высокую мачту необходимо делать более длинные консоли и стрелу подъема, применять 2 яруса растяжек и устанавливать автомобиль на опоры, особенно на мягких грунтах. Естественно, лебедка подъема антенны должна иметь большее передаточное число. Вот и все.

Внимание: Данная статья не предназначена для размещения в печатных изданиях. Распространение ее в электронном виде на радиолюбительских сайтах – приветствуется.

Дальних вам связей! Всем 73!

Н. Филенко, (UA9XBI)

На главнуюГлавная
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Hosted by uCoz