Сайт радиолюбителей Республики Коми.


: главная: странички:

Автомобильная антенна HB9ABX на 10 - 80м.

Эта антенна разработана для диапазонов от 10 до 80 метров и показала свою эффективность в моих экспедициях по Южной Америке на 15 и 20 m при проведении QSO c Европой, а также по Южной Америке. Эта антенна является моей собственной разработкой.

На фотографии показано как была установлена антенна в Чили, а белая антенна - это антенна на 2m диапазон.

По сравнению с антеннами заводского изготовления она работала всегда намного лучше, из-за большего размера и более низкой потери в согласующей катушке.

В полевых условиях мы провели испытания и сравнили 3 различных мобильных антенны, в одном и том же месте, в одно время, с одним передатчиком на 100Вт.

Это были антенны:

  • Антенна HUSTLER диапазон 10 - 80 m
  • Антенна YAESU ATAS-100 диапазон 10 - 40 m
  • Антенна HB9ABX диапазон 10 - 80 m

    Сигнал сделанной мной антенны был самый сильный.

    На всех проведенных испытаниях самодельная антенна показала лучшие результаты:

    • 1S - до 10 децибелов сигнал сильнее, чем у HUSTLERa
    • 2 - 3S, более сильный, чем ATAS-100/ATAS-120

    Эти результаты справедливы, как к близкому расстоянию до корреспондента в 5 - 10 км, так и дальнему расстоянию от 70 км до 1000 км.

    Антенна состоит:

    • Для 10, 15, и 20 м антенна состоит из 1-го элемента фиксированной длинны и регулируемого, второго на 15-80 см элемента.
    • Для 20, 40 и 80 м диапазонов добавляется третий элемент, который крепится после регулируемого.

    Элементы 1 и 3 сделаны из стекловолоконной трубы 10 мм диаметром и длинной 175/165 см, на которые наматывается медный провод диаметром 1.5 мм. Алюминиевые трубки используются для соединения частей. На обоих стекловолоконных трубах равномерно намотан медный провод диаметром 1,5 мм. Нижняя часть имеет длину намотки 320 см общее количество 79 витков, а верхняя часть 470 см и 120 витков.

    Катушка согласования – выполнена на пластиковой трубе диаметром 7.5 см и длинной 17 см. Для намотки используется тот же самый провод, что и для антенны. Катушка содержит 33 витка, длинна намотки 12см. От катушки сделаны отводы на 21,27 и 33 витках, которые выбираются в зависимости от диапазона.

    Состав антенны по диапазонам:

     

    Автомобильная антенна установлена на автомобиле HB9ABX в Швейцарии.

  • 10m: 1 эл. + 2 эл. + выв. 3 катушки + мост от выв. 3 к 2-му элементу
  • 15m: 1 эл. + 2 эл. + выв. 3
  • 20m: 1 эл. + 2 эл. + выв. 2
  • 20m: 1 эл. + 2 эл. + выв. 3
  • 40m: 1 эл. + 2 эл. + 3 эл. + выв. 1
  • 80m: 1 эл. + 2 эл. + 3 эл. + вся катушка
  • Диапазоны WARC 30, 17, и 12 м могут быть получены добавлением отводов от удлиняющей катушки.
  • Питание:

    Антенна запитана кабелем 50 ом типа RG58, длинной около 2-х метров. Центральная жила соединяется с полотном антенны, экран закрепляется с основанием шасси. Система антенны требует хорошего заземления основания крепления антенны к крыше автомобиля. Я припаял гибкие провода с обеих сторон внутри рамы двери и соединил их с оплеткой кабеля.

    Не забудьте соединить провода на элементах с раздвижным элементом 2 через соединительные втулки, или с использованием любого металлического соединителя. Желаемая частота резонанса получается изменением длинны второго элемента. Удлинение 2-го элемента понижает частоту резонанса антенны. Для согласования антенны применяется тюнер MFJ-901B для регулировки и получения согласования антенны на всей полосе частот так чтобы показания SWR метра = 1.0 т.к. импеданс отличается от 50 Ом на диапазонах 40 и 80 м.

    Установка антенны:

    Узел крепления антенны на крыше автомобиля.

    Как установлена антенна понятно из фотографий. Вместо алюминиевых трубок для соединения можно использовать и медные трубки.

    Алюминиевые трубки вставлены в стеклопластиковые трубки на 5 см и приклеены.

    Второй элемент выполняется в виде телескопа, с пропилом на конце, длинной 2 см, для фиксации длинны с помощью хомута.

    В рабочем положении антенна наклонена назад под углом около 70 градусов. Для того чтобы предотвратить раскачивание и разворачивание антенны в сторону при повороте автомобиля, антенна притянута за кончик двумя нейлоновыми нитками в обе стороны вниз.

    Все это требуется сделать уже, когда установлены все элементы. Высота антенны после того, когда установлены все элементы достигает высоты 3.2 м от земли.

    Настройка антенны:

    Первоначально антенна должна быть настроена на все диапазоны без использования тюнера. Эта регулировка выполняется изменением числа витков катушки и расстояния между витками. При работе подстройка осуществляется только регулировкой длинны второго элемента, и тюнера.

    Предварительная настройка

    Прежде, чем настраивать катушку, необходимо выполнить настройку верхнего и нижнего элементов 3-й вывод катушки.

    1-й элемент

    1 элемент + 2 элемент, вывод 3 катушки.

    2-й элемент

    Длинна 2-го элемента 77cm включая и длину соединительной трубки. Добейтесь, чтобы получить мининимальные показания SWR метра при резонансе = 21.0 МГц (± 0.4 МГц). Если резонанс ниже, то число витков высоко. Для того чтобы получить требуемую частоту резонанса отматывайте по немного по 1 витку от катушки. У меня резонас наступил при 79 витках на 1-м элементе.

     

    3-й элемент
    Выполните эту настройку после того, как настроен первый элемент. Все элементы, и катушка вывод 3.

    Установленная длина 2 элемента - 25 см при этом включая соединительную трубку. Резонанс антенны = 14.2 МГц. (± 0.3 МГц)

    Если резонанс ниже, то число витков в верхней части - лишнее.

    Удалите витки по очереди до получения требуемой частоты резонанса. У меня получилось 120 витков на верхней части.

    Все начальные регулировки сделаны с использованием антенного анализатора, например MFJ-259.

    • 1 эл. + 2 эл. (10 - 20 m)

    Вывод 3 катушки. Отрегулируйте длину 2 элемента чтобы получить минимальные показания SWR метра на 21.2 МГц. Сделайте отметку. Это регулировка на 15 м.

    • Вывод 2 катушки - 27 витков

    Сохраните длину элемента 2. Отрегулируйте расстояние между верхними 6 витками до минимальных показаний SWR метра на 14.2 МГц, зафиксируйте витки, это регулировка на 20 м.

    • Вывод 3 катушки.

    Сделайте мост, используя гибкий провод длиной 150 см со скрепками между выводом 3 и эл. 2, чтобы перекрыть 1-й элемент. Намотать 2 - 3 раза вокруг трубы. Изменяйте длину 2-й элемента, чтобы достигнуть минимальных показаний SWR метра на 28.4 МГц. Отметьте длину 2-го элемента. Настройка антенны на 10 м.

    • Все элементы (20 - 80 m)

    Вывод 3 катушки. Отрегулируйте длину 2 элемента до достижения минимальных показаний SWR метра на 14.2 МГц. Зафиксируйте длину. Настройка антенны на 20 м.

    • Вывод 1 катушки.

    Измерьте КСВ на 7.05 МГц и отрегулируйте расстояние между витками катушки на интервале между выводами 1 и 2, чтобы достигнуть минимального показания SWR метра. Длину 2-го элемента изменяйте только, если только минимальные показания SWR метра остаются за обозначенной частотой. Зафиксируйте катушку и отметьте длину 2-й элемента. Настройка антенны на 40 м.

    • Используйте все 33 витка.

    Не изменяйте длину 2-й элемента, измерьте КСВ на 3.7 МГц. Изменяйте интервалы между 21 первыми витками катушки первого 21, для достижения минимального показания SWR метра. Измените длину 2-й элемента только, если мин. КСВ остается за пределами 3.7 МГц. Зафиксируйте катушку и отметьте длину 2-й элемента. Настройка антенны на 80 м.

     

    После завершения этой настройки все витки катушки установлены постоянно. После этого можно подключать тюнер.

    В моей антенне КСВ на 10, 15, и 20 м без тюнера лучше, чем 1,2 он потребовался на только для 40 м и на 80 м.

    Эти показания зависят от фактической установки на машину, особенно от хорошего заземления с корпусом вашего автомобиля.

    Удачи вам в постройке антенны.

    Обратите внимание на то, что при работе со стекловолоконными трубами производится опасная пыль, которая легко вызывает аллергию на руках и попадает в легкие. Вдыхание пыли опасно! Вымойте хорошо руки с мылом после работы! После завершения работы со стекловолоконными трубами, покройте трубы подходящим лаком, чтобы защитить поверхность от осадков и выделения пыли.

    Феликс Мейер (HB8АBX)

    http://home.datacomm.ch/hb9abx/

    Rambler's Top100
    Rambler's Top100
    Copyright © Russian HamRadio

    Hosted by uCoz