С распространением в нашем быту устройств имеющих автономное питание, в том числе и питание от дисковых аккумуляторов - часы, будильники, игрушки и т.д. Сегодня актуальным становится вопрос продления срока службы используемых элементов питания, которые за время эксплуатации теряют свои свойства и выходят из строя. Многие радиолюбители предпринимают различные способы восстановления элементов питания.
В основном в радиолюбительской среде существует убеждение, что герметичные дисковые аккумуляторы при их правильной эксплуатации выходят из строя лишь вследствие постепенного высыхания электролита или его утечки через уплотнение. Тем не менее, эта причина, по-видимому, не главная. Практика эксплуатации таких аккумуляторов выявила еще одну причину, встречающуюся, на мой взгляд, чаще.
Дело в том, что отрицательный полюс внутреннего пакета аккумулятора контактирует с крышкой корпуса через плоскую лепестковую пружину. Очевидно, что материал этой пружины выбран неудачно, так как она в процессе эксплуатации аккумулятора постепенно разрушается. Этому способствуют и периодически повторяющиеся зарядка и разрядка. В результате электрический контакт ухудшается и, в конце концов, пропадает вовсе.
Если вскрыть такой аккумулятор, то можно увидеть пружину, покрытую рыхлым черным налетом, или, чаще, оставшиеся от нее обломки. Поскольку вскрыть корпус без его повреждения и заменить пружину невозможно, то неработающий аккумулятор попросту выбрасывают, тогда, как его часто удается восстановить, не прибегая к разборке корпуса и замене пружины.
Для этого нужно вырезать диск из нетвердого материала, а т.е. картон, полиэтилен и т. п., диаметром на 2 ... 3 мм меньше диаметра выступающей части крышки аккумулятора и толщиной 1 ...1,5 мм. Затем наложить диск на центральную часть крышки, заложить аккумулятор с диском в тиски и сжать так, чтобы крышка прогнулась внутрь, образовав углубление в центре. В этот момент сопротивление сжатию резко увеличивается в несколько раз.
Крышка, деформировав и раздавив остатки пружины, окажется плотно прижатой к отрицательному полюсу внутреннего пакета аккумулятора, и его работоспособность восстановится. К примеру, мне таким способом мне удалось вернуть в строй не только несколько десятков аккумуляторов Д-0,1 выпуска 1972 г., но даже уцелевший экземпляр Д-0,06 1959 г., казалось бы, совершенно высохший и разряженный.
Мало того, как показали измерения проведенные с разными типами дисковых аккумуляторов, внутреннее сопротивление восстановленных аккумуляторов заметно меньше, чем у купленных совсем недавно и не подвергавшихся описанной операции.
Поскольку крышка корпуса оказывается вогнутой внутрь, она практически не деформируется под давлением газов в конце цикла зарядки, сохраняя хороший внутренний контакт. Проверка показала, что и емкость долго работавших, а затем восстановленных аккумуляторов остается удовлетворительной и вполне достаточной для повторной эксплуатации "вышедших" из строя элементов питания.
Способ восстановления аккумуляторов предлагаемый в данной статье, естественно не является решением всех проблем, им можно воспользоваться в некоторых случаях, когда нет возможности приобрести по каким либо причинам дисковые аккумуляторы.
В. Погарский