чем применять что-то свое.
Рис.1.
Попытка усовершенствовать РЧВ была предпринята в [2]. Такой стабилизатор имеет большую нагрузочную способность, чем известные ранее схемы. Но для сохранения высоких эксплуатационных возможностей нужно соблюдать ряд условий. В том числе запитывать стабилизатор от стабильного источника питания, так как изменение напряжения питания приводит к изменению напряжения на электродвигателе.
А для устранения склонности к “засыпанию” т.к. стабилизатор не выходит в режим при включении применять только пару транзисторов КТ605 - КТ818. Замена на более дешевую и распространенную пару КТ3102 - КТ814 (816) приводило к указанному выше недостатку, после чего пришлось вводить элементы запуска.
В [1] была описана довольно удачная схема РЧВ, имеющая лишь один недостаток. Он связан с применением двухполярного ОУ в однополярном включении. Регулировка Uвых была возможна от максимального значения до определенного уровня (Uвыx. min > 1,5V), после которого стабилизатор самовозбуждался.
По этой причине на подобных ОУ невозможно создать однополярный источник питания с регулируемым выходным напряжением от 0 вольт. Совмещение двух схем [1] и [2] привело к созданию усовершенствованного стабилизатора частоты вращения электродвигателя. При этом сохранены все достоинства и устранены недостатки обоих устройств.
В предлагаемом варианте стабилизатора использовано минимальное количество элементов, в то же время удалось добиться очень высокой стабильности работы при изменении температуры окружающей среды и напряжении питания, которое может быть и нестабилизированным. Диапазон питающих напряжений от 6В до 30В при этом С1 придется заменить на 40-вольтовый, а VT1 с буквами Б, В, Г.
С повышением напряжения более 15В нужно лишь установить VT1 на радиатор. Если напряжение питания менее 15В, то VT1 можно установить так же, как и транзистор в “печально знаменитом” РЧВ-1-02.
О замене деталей.
Вместо VT1 можно применять любые транзисторы из серии КТ815 и КТ817. ОУ типа К140УД6, К140УД7. Напряжение стабилизации стабилитрона VD1 должно быть равно или меньше напряжения холостого хода М1, обычно КС 133, КС139, КС143, КС147. Сопротивление R3 для двигателей ДМ-39 и ДМ - 40 в пределах 1,5 - 4,7 Ом (меньшее значение для двухкассетника, большее для переносного магнитофона; в схеме указан оптимум для “Маяка-240”, “Весны-309”). R1 типа СП5-2 или от РЧВ-1-2 с сопротивлением от 470 Ом до 2,2 кОм.
Данный стабилизатор применяется автором более 2-х лет при замене РЧВ-1-02 при этом удаляется также плата стабилизатора напряжения в магнитофонах “Маяк-242, 249” и т.д.
В. Барабаш
Литература:
1. П. Леоненко. Стабилизатор частоты вращения. “Радио” №7/1998, с.32.
2. Н. Хухтиков. Стабилизатор скорости вращения электродвигателя. “Радио” №3/1993, с.30.