Воспользуйтесь этой краткой таблицей для определения Рэфф вашего передатчика.
Например:
Рвых вашего трансивера 100 ватт, усиление антенны 6 дб. Сколько ватт реально излучается? Посмотрим на таблицу 1, представленную ниже. Цифра в 100 ватт взята как пример. В левой колонке найдите Кус вашей антенны. В разбираемом примере это составит 6 дб. Напротив этого параметра находится множитель мощности....4.....в нашем примере. В правой колонке вы видите соответствующий уровень излучаемой мощности 400 ватт (эфф)!
Данные цифры не учитывают затухание в фидере, реальные потери из-за неточного согласования. Расчет основывается только на величине усиления вашей антенны. Таким образом, используя приведенные коэффициенты, можно пересчитать подводимую к антенне мощность в эффективную излучаемую мощность.
Еще один хороший ..... простенький пример
У вас 10 ватт в 5/8 штыре на 2-метровый диапазон. Антенна имеет 3 дб усиления и крепится на крыше вашего авто с помощью магнитного основания. (Начало американского юмора - прим.) Ваше авто - это Форд 1994-го года выпуска, 8-цилиндровый движок, автоматическая коробка, пробег 198000 миль. Вы все еще должны 18 платежей на $287,57 уже после того, как вы выплатили кредит.
Дело в том, что масло надо менять, резина стирается, плюс ко всему - не тянет аккумулятор! Чтобы правильно решить поставленную задачу, лучше прежде всего заменить аккумулятор и убедиться, что в антенну действительно поступают необходимые 10 ватт.
На поиск и замену аккумулятора у вас ушло целых четыре часа. Все это время вы проводите в дороге, потом в толкотне на авторынке, затем, покупая нужное - дорога домой. Но вдруг дома вы вспоминаете, что одолжили нужный инструмент сыну-подростку для ремонта велосипеда! Вы идете сразу к соседу, который тоже автомобилист и которому тоже надо немного помочь. После снятия решетки радиатора с его машины вы - скорее к себе!
Открываете капот, второпях ломаете водяной шланг и клеммы батареи, не забыв при этом порезать руки. С порезанными пальцами вы уже не водитель. На рынок вас отвозит тот же сосед. Но на авторынке вы вспоминаете, что все деньги потрачены на аккумулятор.
Поэтому теми же ногами - сначала в банк, а потом снова на авторынок, чтобы купить водяной шланг, клеммы и антифриз. Дома вы все устанавливаете, но машина не заводится - оказывается ваша XYL накануне проездила весь бензин.
Одолжив канистру у друга-соседа вы быстро пешком на бензоколонку, которая недалеко за углом. Потом вы заправляете машину, заводите ее,
захлопываете капот и вдруг вспоминаете, что не закрепили шланг. Антифриз хлещет на новый аккумулятор, из генератора валит дымища, летят искры и двигатель навеки умолкает!
Вы разводите руками, вызываете эвакуатор и ваша машина буксируется в авторемонтную фирму. Персонал вам сочувствует и вскоре после оплаты внушительного счета на $487,50, не считая затрат на аккумулятор, бензин и другие запчасти, ваша машина отремонтирована. Вы включаете трансивер, нажимаете на передачу.............а на выходе ноль! Правда ведь, что любительское радио - это веселое занятие!
Теперь возвратимся к простенькому примеру.
Отремонтированный (за $87,50) передатчик дает ровно 10 ватт. Кус антенны (на крыше того Ф-о-р-д-а) составляет 3 дб. Находим в левой колонке цифру 3дб. В средней колонке ищем множитель 2,1.
Умножаем 2,1 на наши 10 ватт, идущие к антенне с усилением в 3 дб, и, которая установлена на крыше того ........ Форда! 2,1 x 10 = 21 ватт (Рэфф)!
Таблица 1.
Усиление антенны, дб
Множитель по мощности
Р эфф. при Рподв = 100вт
1
1,2
120
2
1,6
160
3
2,1
210
4
2,5
250
5
3,2
320
6
4,0
400
7
5,1
510
8
6,3
630
9
8,0
800
10
10,2
1020
11
12,6
1260
12
15,9
1590
13
20,0
2000
14
25,1
2510
15
31,6
3160
16
39,9
3990
17
50,2
5020
18
63,3
6330
19
79,5
7950
20
100,0
10000
Перевод и публикация с разрешения N4UJW
Перевод с английского С. Горбунов, (UA3TJC), ua3tjc@rol.ru 2006 г.