Только за последние годы в отечественной радиолюбительской литературе опубликовано достаточно много разнообразных схем трансиверов. На первом этапе анализа приведенных схемных решений трансиверов их можно условно разделить на две большие группы. К первой отнесем простые трансиверы (по конструкции и настройке). Такие трансиверы доступны для повторения даже начинающим радиолюбителям.
Во вторую группу входят достаточно сложные трансиверы. Эти трансиверы доступны для повторения только очень опытным радиолюбителям при наличии у них, кроме опыта, также большого ассортимента комплектующих, сложного измерительного оборудования и неограниченного свободного времени для творчества. В большинстве случаев на постройку и отладку таких трансиверов могут уйти годы...
Вторую группу трансиверов далее разделим на трансиверы со сложной, но, тем не менее, "нединамичной" схемотехникой и трансиверы с действительно динамичной схемотехникой. К трансиверам с "нединамичной" схемотехникой относятся усложненные схемы трансиверов прямого преобразования. Усложнения вызваны использованием всяческого "сервиса". Полезность таких схем с практической точки зрения весьма сомнительна. Однако иногда возможно заимствовать из таких схем тот или иной удачный узел. Дополнительную активацию направление по созданию "динамичных" трансиверов получило после опубликования двух известных монографий Э. Реда.
Несмотря на большое количество технических ошибок в этих книгах, радиолюбители смогли конструировать динамичные трансиверы с использованием большого числа удачных примеров из этих книг. Однако следует отметить, что рассмотренные в книге узлы использовались 20...30 лет назад...
Анализируя опубликованные схемы сложных трансиверов, легко увидеть, что сложность их вызвана, как указывалось выше, прежде всего непомерным использованием "сервиса", без применения которого в большинстве случаев вполне можно обойтись. Иногда излишний "сервис" будет даже мешать, при работе на TRX, чем помогать работать! Однако вред такого "сервиса" (и чрезмерной сложности) в схемах трансивера в другом.
Такой "сервис" не позволяет повторять аппарат не только начинающим, но и радиолюбителям "со стажем". Чрезмерная сложность не дает радиолюбителю возможность "почувствовать" работу отдельных узлов, не говоря уже об экспериментах при конструировании, оценить взаимосвязь узлов аппарата.
Как правило, собирая сложный аппарат, радиолюбитель не доводит работу до конца в силу разных причин... Собирая же простой аппарат, он приобретает не только навыки конструирования и работы с приборами при настройке, но и получает огромный заряд уверенности в своих силах, что немаловажно для его будущего творчества.
В последнее время (в СЕ пользованием цифровых синтезаторов частот) появились конструкции TRX, где к ЦСЧ буквально "прилеплены" узлы с целью создания трансивера с 'преобразованием вверх". Конструкторы, использующие принцип "преобразования вверх (например, опубликованный TRX EW2AAA), при обычном построении схемы ничего не выигрывают (о том, что его трансивер не динамичный, отмечает и сам EW2AAA в предисловии к описанию трансивера).
А ведь при таком подходе ("преобразование вверх") при использовании даже входных полосовых фильтров (естественно, без подстроечных ферромагнитных сердечников) требуются не менее динамичные узлы во входной части трансивера, чем при обычном преобразовании, скажем, с кварцевым фильтром на 9 МГц. Соответственно, "преобразование вверх" требует такого же высококачественного КФ, как и при обычном построении трансивера.
Однако если высококачественный фильтр на 9 МГц достаточно легко изготовить самому радиолюбителю, то фильтр такого же качества на частоту 45...50 МГц (а иногда требуется и более высокая первая промежуточная частота!) для осуществления "преобразования вверх" изготовить весьма затруднительно. При этом отметим, что "фирменные" высококачественные фильтры на частоты 45...50 МГц обычно радиолюбителям недоступны. Следует также отметить, что при "преобразовании вверх" значительно падает усиливающая способность усилителей, и коэффициент передачи смесителей, что предъявляет повышенные требования к входной части трансиверов с "преобразованием вверх".
Это приводит к неоправданному усложнению узлов для сохранения качества работы TRX с "преобразованием вверх" на приемлемом уровне. Все узлы такого TRX должны быть высокого качества, чему, например, не отвечает TRX EW2AAA (усилители "по Реду", взятые 1:1, весьма склонны к самовозбуждению и пр.).
Из анализа подобных разработок можно сделать вывод, что на современном этапе конструктор больше теряет (качества, времени, средств), чем приобретает. В результате качество работы и параметры таких TRX, построенные без учета особых требований к конструированию, пока еще хуже обычных трансиверов.
Что касается чрезмерного усложнения конструкций, то известный специалист в области сверхдинамичной аппаратуры Ульрих Роде совсем недавно (в 1998 году) писал, что "вряд ли даже самые совершенные синтезаторы частоты будут лучше обычных ГПД", имея в виду именно самые лучшие (!) синтезаторы.
В этой связи, по нашему мнению, не стоит утруждать себя "преобразованием вверх" только ради того, чтобы показать, что аппарат проявляет признаки работоспособности. Между тем "преобразование вверх" должно ставить перед разработчиком, прежде всего улучшение параметров связной аппаратуры, и именно с этих позиций надо подходить при использовании такого преобразования.
Интересно отметить тот аспект проблемы, о котором совсем забыли разработчики. У конструкторов связной аппаратуры понятие "преобразование вверх" должно ассоциироваться с варакторными усилителями и смесителями. О варакторных пассивных смесителях, дающих и усиление сигналов, известно давно. Такие смесители могут быть очень малошумящими.
Если возникнет необходимость построить TRX с "преобразованием вверх", следует проработать и возможность применения таких варакторных пассивных смесителей в конструкции. У таких смесителей может быть высокое значение точки перехвата третьего порядка по входу (IP3IN), т.е. появляется возможность сделать действительно хороший аппарат, а не "обкатывать в работе" синтезатор частот ("преобразование вверх" вроде бы предполагает использование таких синтезаторов).
И в заключение об особенностях конструирования и технологии изготовления радиолюбительских трансиверов. В опубликованном описании своего "простого" TRX UT2FW приводит тезис, что "изобретать что-то оригинально новое по этой тематике (конструкциям TRX) на сегодня нет никакого смысла"...
Как известно, не радиолюбители заимствуют "достойное" из заводской аппаратуры, а как раз наоборот! И на кухонной или балконной (терминология UT2FW) без кавычек лаборатории можно изготовить высококачественный трансивер!
Рассуждения UT2FW о том, что в отличие от радиолюбительского стоимость профессионального TRX "исчисляется десятками тысяч долларов" и "разработкой которого занимается не один человек, а целые коллективы" не имеет к проблеме качества и параметрам аппарата ни малейшего отношения. Никто и не собирается соревноваться... Это, как говорится, разные весовые категории.
А радиолюбителя-конструктора, прежде всего, интересуют именно параметры аппарата, наличие в схеме дефицитных деталей и их цена, сложность изготовления и настройки. По видимому, для создания принципиально нового нужно обладать и соответствующим уровнем подготовки, к чему и должны стремиться радиолюбители.
Кстати, сравнение параметров радиолюбительских TRX и заводских, преимущественно импортных аппаратов, проведенных разными авторами, в том числе и UT2FW, явно не в пользу последних. В этой связи одну из основных задач, стоящих перед радиолюбителями-конструкторами, автор видит в создании простых аппаратов, обладающих действительно высокой динамикой.
В. Артеменко (UT5UDJ)