Микропроцессорная система зажигания, (далее МСЗ) предназначена для формирования зависимости угла опережения зажигания карбюраторного бензинового двигателя как функции частоты вращения коленчатого вала и давления воздуха во впускном коллекторе, а также величины тока коммутации первичной обмотки катушки зажигания.
Основанием для разработки данного изделия явились следующие обстоятельства: невозможность реализации оптимальных функциональных зависимостей углов опережения зажигания посредством центробежного и вакуумного регуляторов датчиков-распределителей, устанавливаемых на карбюраторные двигатели, значительный начальный разброс их характеристик при поставке на сборочный конвейер, изменение этих характеристик в процессе эксплуатации.
Основным элементом МСЗ является контроллер зажигания, разработанный согласно техническим требованиям, предъявляемым к системам зажигания автомобилей ГАЗ и УАЗ и представляющий собой достаточно простое микропроцессорное устройство, выполненное на микроконтроллере P87C51RB2, в ПЗУ которого записаны таблицы с набором значений угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала и абсолютного давления во впускном коллекторе двигателя.
Соответствующая информация поступает с датчика-распределителя типа 5406.3706 с демонтированными вакуумным и центробежным регуляторами и датчика абсолютного давления типа 45.3829. Контроллер зажигания выполняет также функции экономайзера принудительного холостого хода. Разработка программного обеспечения контроллера зажигания и его адаптация на моторных стендах и автомобилях выполнены специалистами ОАО “ЧНППП ”ЭЛАРА”.
Присоединительные размеры контроллера зажигания соответствуют присоединительным размерам коммутаторов зажигания, применяемых на автомобилях ГАЗ и УАЗ, так что его установка на автомобиль не представляет проблемы. Штатный датчик-распределитель магнитно-электрического типа при этом необходимо заменить на датчик-распределитель типа 5406.3706, чувствительным элементом которого является датчик Холла с более строгими параметрами выходного сигнала. Дополнительным элементом полученной микропроцессорной системы зажигания является датчик абсолютного давления типа 45.3829.
Эксплуатационные испытания вышеописанной системы зажигания проводились на автомобиле ГАЗель и на легковом и грузовом автомобилях УАЗ. Во всех случаях отмечено улучшение динамических и мощностных характеристик автомобиля.
В комплект МСЗ входят:
Наименование изделия |
Производитель |
Контроллер зажигания 22.3854 |
ОАО ЧНППП ЭЛАРА, г. Чебоксары |
Датчик-распределитель 5406.3706 (доработка) |
ЗАО МЗАТЭ-2, г. Москва |
Датчик давления 45.3829 |
ОАО Автоэлектроника, г. Калуга |
Жгут соединительный |
ОАО ЧНППП ЭЛАРА, г. Чебоксары |
Технические характеристики МСЗ.
Интервал рабочего напряжения бортовой сети, В |
6 … 16 |
Интервал рабочих температур, оС |
-40 … +85 |
Интервал рабочих частот вращения коленвала, об/мин |
40 … 5500 |
Интервал измеряемого разряжения во впускном коллекторе, мм рт ст |
0 … 600 |
Интервал устанавливаемых углов опережения зажигания, градусов по коленвалу |
4 … 60 |
Коммутируемый ток катушки зажигания, А |
7,5 … 8,5 |
Выходной коммутирующий ключ катушки зажигания имеет защиту от короткого замыкания с ограничением тока на уровне менее 10 А.
Рис. 3. Схема электрических соединений микропроцессорной системы зажигания автомобиля ГАЗель.
Шкильменский В.А b523pc@mail.ru