Предлагаемый индикатор предназначен для сигнализации о температуре в каком-либо объеме, например в фургоне или другом закрытом кузове грузовика, предназначенном для перевозки скоропортящихся или боящихся охлаждения грузов. Принципиальная схема устройства приведена на рис.1.
Рис.1.
При понижении температуры ниже заданной, установленной резистором R1 по контрольному термометру, зажигаются светодиоды VD2 и VD3. Светодиод VD3 находится в корпусе со схемой и датчиками температуры R3, R4, а \/D2 выведен в кабину водителя. Светодиод, находящийся в корпусе, служит для контроля установки нужного температурного режима.
Детали
Схема собрана на доступных деталях. Единственным дефицитом могут быть термисторы. Можно использовать любые, соединяя их последовательно, Я использовал две штуки с номинальным сопротивлением 6,8 кОм при t° = 20°C. Главное при выборе номиналов термисторов — обеспечить, чтобы они не нагревались при прохождении через них тока. Тогда порог срабатывания схемы получается более четким.
Подбирая термисторы и R1, можно задать любую температуру срабатывания. Меняя местами R1 и R3, R4 можно получить обратную характеристику индикатора, т.е. светодиоды будут загораться при повышении температуры.
Если индикатор сделать двухканальным, можно контролировать температуру в заданном диапазоне, регулируя пороги срабатывания триггеров Шмитта каналов А и В резисторами R6.
Для питания устройства от другого напряжения (12В) необходимо подобрать резистор R11.
В. Соломыков
|