1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законодательством Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и решениями Государственной комиссии по радиочастотам при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации (ГКРЧ), касающимися регулирования использования радиочастотного спектра и радиоэлектронных средств.
1.2. Положение устанавливает в Российской Федерации основные принципы и общие условия назначения (присвоения) радиочастот радиоэлектронным средствам (РЭС) различного применения, порядок их согласования в целях обеспечения электромагнитной совместимости (ЭМС), определяет радиочастотные органы, осуществляющие назначение радиочастот, их права и обязанности, процедуры представления заявок на частотные назначения и выдачи разрешений на их использование, права и обязанности заявителей (пользователей), порядок учета частотных назначений и контроля за их использованием при эксплуатации РЭС.
1.3. В настоящем Положении используются следующие основные термины и определения:
• назначение радиочастоты (радиочастотного канала) – разрешение, выданное радиочастотным органом юридическому (физическому) лицу на использование радиочастоты (радиочастотного канала) конкретным РЭС при соблюдении определенных условий;
• использование (применение) РЭС – работа передающих (приемных) устройств РЭС на излучение (прием) на назначенной радиочастоте (радиочастотном канале);
• радиочастотные органы – организации при Министерстве Российской Федерации по связи и информатизации (Минсвязи России), подразделения Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) и Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации (ФАПСИ), наделенные на основании соответствующих федеральных законов и/или постановлений Правительства Российской Федерации полномочиями решать вопросы регулирования использования радиочастотного спектра;
• заявители – юридические и физические лица, представляющие радиочастотные заявки на назначение радиочастот (радиочастотных каналов) радиоэлектронным средствам;
• процедура централизованного (децентрализованного) назначения радиочастот – порядок назначения радиочастот центральными (региональными) радиочастотными органами;
• пользователь – юридическое или физическое лицо, получившее разрешение на использование радиочастот РЭС;
• согласование радиочастот – согласование радиочастотными органами возможности и условий совместного использования частот радиоэлектронными средствами при определенных параметрах излучения (приема) в конкретных местах их размещения.
1.4. Требования настоящего Положения обязательны для всех юридических и физических лиц, применяющих или планирующих применение РЭС на территории Российской Федерации и на объектах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, а также для всех радиочастотных органов, осуществляющих назначение радиочастот.
Иностранные организации или иностранные физические лица, осуществляющие деятельность, связанную с применением радиочастот и РЭС на территории Российской Федерации, пользуются правовым режимом, установленным для юридических и физических лиц Российской Федерации с учетом ограничений, определенных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
1.5. Требования настоящего Положения не распространяются на радиоэлектронные средства, устанавливаемые на территории дипломатических (консульских) представительств иностранных государств на территории Российской Федерации, на специальные технические средства, применяемые Минобороны России и ФАПСИ (а также находящимися на их радиочастотном обеспечении министерствами и ведомствами) при выполнении ими, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, специальных мероприятий и оперативно-розыскной деятельности.
1.6. Разрешение на использование радиочастот РЭС гражданского применения выдается, как правило, на 5 лет, но не более срока действия лицензии на предоставление услуг связи. В тех случаях, когда лицензия на предоставление услуг связи не требуется, срок действия разрешений на использование радиочастот должен быть не более 5 лет с правом последующего продления.
Заявка на продление разрешения на использование радиочастот подается в радиочастотный орган, которым было выдано разрешение, за 2 месяца до окончания срока действия разрешения. Продление срока действия разрешения на использование частот РЭС гражданского применения проводится на основании заключения ФГУП радиочастотного центра федерального округа о выполнении пользователем условий использования радиочастот и РЭС.
Если заявка на продление срока действия разрешения не поступила – разрешение утрачивает силу по истечении указанного в нем срока.
1.7. Использование радиочастот или изменение установленных условий использования назначенных радиочастот без разрешения соответствующего радиочастотного органа запрещается.
1.8. Право на использование назначенных радиочастот не может быть передано другим юридическим или физическим лицам без разрешения соответствующего радиочастотного органа.
Передача или продажа РЭС другому юридическому (физическому) лицу не дает ему права на использование радиочастот, ранее назначенных этому РЭС. Новый пользователь РЭС должен получить разрешение на использование радиочастот в установленном порядке.
1.9. Передача в собственность, приватизация, постоянное бессрочное закрепление радиочастот за пользователями не допускаются.
1.10. Разногласия между радиочастотными органами по вопросам назначения радиочастот рассматриваются на заседаниях ГКРЧ.
2. Радиочастотные органы, осуществляющие назначение радиочастот, их права и обязанности
2.1. Назначение радиочастот РЭС осуществляется органами государственной радиочастотной службы при Минсвязи России (далее – органы государственной радиочастотной службы), радиочастотными органами Минобороны России и ФАПСИ.
2.2. Органы государственной радиочастотной службы осуществляют централизованное и децентрализованное назначение радиочастот РЭС гражданского применения.
2.3. Федеральное государственное унитарное предприятие “Главный радиочастотный центр” (далее – ФГУП “Главный радиочастотный центр”):
- осуществляет централизованное назначение радиочастот радиоэлектронным средствам и выдает разрешения на их использование;
- осуществляет назначение радиочастот радиоэлектронным средствам, устанавливаемым на территории посольств, представительств иностранных государств, а также РЭС, предназначенных для обеспечения пребывания в Российской Федерации иностранных правительственных делегаций. Разрешения на использование этих РЭС выдаются в установленном порядке ФГУП “Главный радиочастотный центр” через Министерство иностранных дел Российской Федерации по согласованию с радиочастотными органами Минобороны России и ФАПСИ;
- выдает в установленном порядке разрешения юридическим и физическим лицам на временное (сроком до 6 месяцев) использование радиочастот на период проведения выставок, ярмарок, спортивных соревнований, экспериментальных работ и других мероприятий;
- организует и обеспечивает проведение работ по международной координации и регистрации в Международном союзе электросвязи (МСЭ) частотных назначений РЭС различного применения с целью их международно-правовой защиты, независимо от принадлежности РЭС.
2.4. Федеральные государственные унитарные предприятия радиочастотные центры федеральных округов (далее – ФГУП радиочастотные центры федеральных округов) осуществляют децентрализованное назначение радиочастот радиоэлектронным средствам и выдают разрешения на их использование.
2.5. Радиочастотные органы Минобороны России осуществляют централизованное и децентрализованное назначение радиочастот РЭС правительственного применения и используемых в федеральных органах исполнительной власти, находящихся на радиочастотном обеспечении Минобороны России (за исключением РЭС, использующих полосы радиочастот, выделенные ФАПСИ в исключительное или преимущественное использование), в том числе РЭС, обеспечивающим безопасность полетов и управление воздушным движением гражданской, государственной и экспериментальной авиации. Перечень министерств и ведомств Российской Федерации, находящихся на радиочастотном обеспечении Минобороны России, представляется в установленном порядке Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации.
2.6. Штабы военных округов осуществляют децентрализованное назначение радиочастот РЭС правительственного применения, размещаемым на территории соответствующего военного округа.
2.7. Генеральный штаб Вооруженных Сил Российской Федерации и штабы военных округов вводят в установленном порядке временные запреты (ограничения) на работу РЭС всех назначений.
2.8. Радиочастотный орган ФАПСИ осуществляет назначение радиочастот РЭС президентской, правительственной и специальной радиосвязи в полосах радиочастот, выделенных в исключительное или преимущественное использование ФАПСИ.
2.9. Радиочастотные органы, осуществляющие назначение радиочастот, при выполнении функций, возложенных на них соответствующими положениями (уставами), обязаны:
• рассматривать обращения юридических и физических лиц о назначении радиочастот РЭС с учетом требований настоящего Положения, а также других нормативных правовых документов, регулирующих использование радиочастотного спектра;
• осуществлять назначение радиочастот РЭС или давать обоснованные отказы в возможности использования запрашиваемых радиочастот;
• вести учет назначений радиочастот РЭС различного применения;
• осуществлять контроль за своевременным доведением временных запретов на использование РЭС до пользователей РЭС;
• организовывать и проводить измерения технических параметров РЭС, влияющих на их электромагнитную совместимость;
• организовывать и проводить работы по выявлению источников радиопомех и принимать необходимые меры по их устранению.
2.10. Радиочастотные органы, осуществляющие назначение радиочастот РЭС различного применения, в рамках своих полномочий имеют право:
• запрашивать у юридических и физических лиц, планирующих применение РЭС, а также у изготовителей (поставщиков) РЭС дополнительную информацию, необходимую для оценки ЭМС с другими РЭС;
• рекомендовать юридическим и физическим лицам, планирующим применение РЭС в конкретном регионе, проведение исследований и натурных испытаний, необходимых для оценки ЭМС, с целью определения на этой основе возможности назначения запрашиваемых радиочастот. Разрешение радиочастотных органов на использование радиочастот при проведении исследований и натурных испытаний является основанием для получения разрешений на ввоз из-за границы, приобретение РЭС или получения оборудования в аренду (лизинг) на время проведения эксперимента;
• проводить технические совещания с привлечением экспертов (специалистов) научно-исследовательских учреждений с целью выработки и согласования оптимальных решений по вопросам, связанным с планированием, назначением радиочастот и определением условий их использования. На эти совещания могут приглашаться представители заинтересованных заявителей (пользователей РЭС);
• аннулировать в установленном порядке выданные ими разрешения на использование радиочастот и РЭС при нарушении условий их использования, а также требований настоящего Положения.
3. Основные принципы и условия назначения радиочастот РЭС различного применения
3.1. Радиочастотные органы при назначении радиочастот РЭС различного применения должны руководствоваться:
• требованиями законов Российской Федерации, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации, решениями ГКРЧ, определяющими условия использования полос радиочастот, и настоящим Положением;
• международными обязательствами, принятыми Российской Федерацией в рамках МСЭ и двусторонних или многосторонних соглашений с администрациями иностранных государств, а также обязательствами, принятыми в рамках международных организаций, членом которых является Российская Федерация;
• условиями, определенными решениями ГКРЧ о совместном использовании полос радиочастот РЭС гражданского применения и РЭС, обеспечивающих потребности правительственной связи, правопорядка, безопасности и обороны России;
• условиями обеспечения электромагнитной совместимости РЭС различного применения и условиями совмещения различных радиослужб в Российской Федерации.
3.2. Назначение радиочастот РЭС различного применения осуществляется централизованно или децентрализованно.
Перечни радиочастот и РЭС гражданского применения, назначение радиочастот которым осуществляется децентрализованно, а также процедура централизованного и децентрализованного назначения радиочастот РЭС гражданского применения в конкретных полосах радиочастот определяются ФГУП “Главный радиочастотный центр” по согласованию с Минобороны России.
Перечни радиочастот децентрализованного назначения могут составляться как для всей территории страны, так и для отдельных регионов или районов страны.
Порядок централизованного и децентрализованного назначения радиочастот РЭС военного применения и РЭС федеральных органов исполнительной власти, находящихся на частотном обеспечении Минобороны России, определяет Минобороны России.
3.3. Радиочастотные органы при назначении радиочастот должны учитывать:
• перспективы использования полос радиочастот РЭС различного применения, наличие свободного радиочастотного ресурса и сложившуюся электромагнитную обстановку в конкретном районе (регионе) России, где планируется использование РЭС;
• частотные присвоения, внесенные в Международный справочный регистр частот, и фактическое их использование действующими РЭС;
• необходимость координации частотных назначений с администрациями связи заинтересованных государств в случаях, определенных Регламентом радиосвязи или соглашениями с администрациями связи иностранных государств;
• нормы частотно-территориального разноса (ЧТР) и условия использования полос радиочастот и РЭС, устанавливаемые соответствующими решениями ГКРЧ.
3.4. Назначение радиочастот стационарным РЭС гражданского применения проводится органами государственной радиочастотной службы одновременно с согласованием в установленном порядке мест их размещения.
3.5. Работы по вводу РЭС в эксплуатацию на назначенных частотах должны быть выполнены в течение срока, указанного в разрешении на использование радиочастот, который не должен превышать 6 месяцев.
На основании обоснованного обращения пользователя, в отдельных случаях, допускается продление срока проведения работ по вводу РЭС в эксплуатацию на назначенных частотах на срок не более 6 месяцев. Продление срока для завершения работ оформляется радиочастотным органом один раз.
Разрешение на использование радиочастот, в соответствии с которым не проведены работы по вводу РЭС в эксплуатацию в указанные сроки, утрачивает силу.
3.6. Частотные назначения могут быть изменены:
- в соответствии с требованиями настоящего Положения с согласия юридического (физического) лица, которому было дано разрешение на их использование;
- в интересах обеспечения государственного управления, обороны, безопасности и охраны правопорядка в Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.
3.7. Частотное назначение РЭС без дополнительных согласований может быть переоформлено на нового пользователя при условии, что на момент передачи (продажи) РЭС разрешения на использование радиочастот и РЭС действительны, а места размещения РЭС и их характеристики не изменились. При этом переоформлению подлежат как решение ГКРЧ (при необходимости), так и разрешение органов государственной радиочастотной службы.
Органы государственной радиочастотной службы, переоформившие разрешение на использование радиочастот, уведомляют в установленном порядке радиочастотные органы, проводившие согласование радиочастот.
3.8. В случае, если возникает необходимость использования приобретенных РЭС гражданского применения в другом районе или для другой цели, владелец РЭС должен получить в установленном порядке решение ГКРЧ (при необходимости) и разрешение органов государственной радиочастотной службы на использование радиочастот в новых условиях.
3.9. Назначение радиочастот РЭС гражданского применения, используемых при проведении научно-исследовательских и экспериментальных работ, проводится в установленном порядке ФГУП “Главный радиочастотный центр” на срок не более 6 месяцев.
Назначение радиочастот указанным РЭС на срок более 6 месяцев ФГУП “Главный радиочастотный центр” осуществляет на основании решений ГКРЧ.
3.10. В полосах радиочастот, распределенных Таблицей на первичной основе нескольким службам, радиочастоты РЭС этих служб назначаются на равных условиях, исходя из общих принципов, изложенных в настоящем Положении, или в соответствии с планами (условиями) совместного использования этих полос радиочастот, если иное не предусмотрено решениями ГКРЧ.
Для РЭС радиослужб, которым полосы радиочастот распределены Таблицей на вторичной основе, радиочастоты назначаются на следующих условиях:
- РЭС вторичных служб не должны создавать вредных помех РЭС первичной службы, которым частоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;
- РЭС вторичных служб не могут требовать защиты от вредных помех со стороны РЭС первичной службы, которым частоты уже присвоены или могут быть присвоены позже;
- РЭС вторичных служб, однако, могут требовать защиты от вредных помех со стороны РЭС той же или другой вторичной службы (служб), которым частоты могут быть присвоены позже.
3.11. Для некоторых радиослужб ФГУП “Главный радиочастотный центр” могут разрабатываться территориальные планы частотных назначений РЭС гражданского применения. Эти планы согласовываются с Минобороны России и, при необходимости, с ФАПСИ. В дальнейшем органы государственной радиочастотной службы при назначении радиочастот РЭС этих радиослужб руководствуются согласованными планами и дополнительных согласований не проводят.
Территориальные планы частотных назначений могут, по мере необходимости, периодически корректироваться и уточняться с учетом изменившихся условий использования выделенного радиочастотного ресурса. Уточнения и изменения, вносимые в территориальные планы частотных назначений, согласовываются с Минобороны России (при необходимости – с ФАПСИ).
3.12. Радиочастотные органы при назначении радиочастот РЭС различного применения должны соблюдать следующий порядок.
В полосах радиочастот категории “ПР” РЭС правительственного применения пользуются правом преимущественного использования радиочастот по отношению к РЭС гражданского применения. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС правительственного применения осуществляются радиочастотными органами Минобороны России или ФАПСИ. Возможность и условия использования радиочастот в этих полосах РЭС гражданского применения определяются отдельными решениями ГКРЧ. На основании этих решений органы государственной радиочастотной службы осуществляют назначения радиочастот конкретным РЭС гражданского применения.
В полосах радиочастот категории “ГР” РЭС гражданского применения пользуются правом преимущественного использования радиочастот по отношению к РЭС правительственного применения. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС гражданского применения осуществляются органами государственной радиочастотной службы без согласования с Минобороны России и ФАПСИ. Возможность и условия использования радиочастот в этих полосах РЭС правительственного применения определяются отдельными решениями ГКРЧ. На основании этих решений назначение радиочастот конкретным РЭС правительственного применения осуществляет Минобороны России или ФАПСИ.
В полосах радиочастот категории “СИ” РЭС правительственного и гражданского применения пользуются равным правом использования радиочастот. Назначения радиочастот в этих полосах РЭС правительственного и гражданского применения осуществляются радиочастотными органами Минобороны России, ФАПСИ и органами государственной радиочастотной службы соответственно, на условиях совместного использования этих полос радиочастот, определяемых решениями ГКРЧ. В отдельных случаях, при наличии согласованных планов распределения радиочастот, назначение радиочастот радиоэлектронным средствам гражданского применения органы государственной радиочастотной службы осуществляют без согласования с радиочастотными органами Минобороны России и ФАПСИ, а радиоэлектронным средствам правительственного применения радиочастотные органы Минобороны России и ФАПСИ – без согласования с органами государственной радиочастотной службы.
Назначение радиочастот РЭС гражданского применения, входящих в состав спутниковых или космических систем, осуществляется ФГУП “Главный радиочастотный центр” на условиях, определяемых соответствующими решениями ГКРЧ.
3.13. Радиочастоты радиоэлектронным средствам различного применения назначаются на основании расчетов на электромагнитную совместимость с другими РЭС, работающими в совмещенных полосах частот и расположенными в районах размещения данных РЭС, исходя из реальной электромагнитной обстановки. Необходимость разработки условий совместного использования и/или норм частотно-территориального разноса определяется соответствующими решениями ГКРЧ.
Разработка норм ЧТР и методик расчетов ЭМС обеспечивается заявителями. К разработке норм ЧТР и методик расчета ЭМС привлекаются научно-исследовательские организации Минсвязи России, Минобороны России и, при необходимости, ФАПСИ. Нормы ЧТР и методики расчета ЭМС РЭС, утвержденные ГКРЧ, могут применяться радиочастотными органами для РЭС любого заявителя (пользователя). Нормы ЧТР по мере необходимости уточняются и дополняются с учетом изменений технических характеристик РЭС.
3.14. Расчеты электромагнитной совместимости радиоэлектронных средств гражданского применения проводятся органами государственной радиочастотной службы с привлечением (при необходимости) научных или проектных организаций, имеющих право на проведение таких работ. Результаты этих расчетов используются в процессе планирования и согласования рабочих радиочастот РЭС гражданского применения. Ответственность за полноту и достоверность проведенных расчетов ЭМС несут организации, проводившие эти расчеты.
3.15. При назначении радиочастот правом приоритета пользуется тот заявитель, который первым представил заявку на присвоение радиочастот в установленном порядке.
Частотный ресурс между пользователями может распределяться на конкурсной основе. Победителям конкурса назначение радиочастот осуществляется радиочастотными органами в установленном порядке.
4. Порядок представления заявок на частотные назначения, права и
обязанности заявителей
4.1. Заявки на частотные назначения представляются заявителями, планирующими применение на территории Российской Федерации или на объектах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, РЭС отечественного или зарубежного производства, на основании соответствующих решений ГКРЧ и действующего в Российской Федерации законодательства.
4.2. Представление заявок от имени или по поручению заявителей какими-либо другими организациями, выполняющими функции посредника, не допускается.
4.3. В заявке на частотное назначение должны быть приведены необходимые сведения о заявителе, назначении планируемой радиосети (радиолинии), о РЭС, применяемых для построения радиосети (радиолинии), технические характеристики РЭС, необходимые для оценки ЭМС и принятия решения о назначении радиочастоты (радиочастот).
Заявки оформляются по единым формам, установленным настоящим Положением (в соответствии с приложениями 1, 2, 3, 4, 5, 6). Формы заявок, при необходимости, уточняются и дополняются. Уточненные формы вводятся в действие решением ГКРЧ.
4.4. К заявке прилагается пояснительная записка, в которой делается ссылка на соответствующее решение ГКРЧ, приводится обоснование запрашиваемого количества радиочастот, дается подробная информация о назначении планируемой радиосети (радиолинии), особенностях применяемых РЭС, а также приводятся данные, необходимые для расчета ЭМС и планирования радиочастот (географические координаты мест установки стационарных РЭС (базовых станций) с точностью до минуты, тип и высота подвеса антенн, зона обслуживания, координационная зона).
4.5. Заявки и приложения к ним направляются в соответствующий радиочастотный орган сопроводительным письмом, отпечатанным на бланке фирмы, организации (предприятия).
В письме кратко излагается суть просьбы заявителя с указанием наименования и условного шифра РЭС, диапазона и количества запрашиваемых частот.
Сопроводительное письмо должно содержать регистрационный номер и дату отправки письма, полные реквизиты юридического (физического) лица, номер контактного телефона.
4.6. Заявки при централизованном назначении радиочастот направляются:
• для РЭС гражданского применения – в ФГУП “Главный радиочастотный центр”;
• для РЭС правительственного применения – в Минобороны России и/или ФАПСИ.
Заявки при децентрализованном назначении радиочастот направляются:
• для РЭС гражданского применения – в ФГУП радиочастотные центры федеральных округов;
• для РЭС правительственного применения – в соответствующие штабы военных округов.
4.7. Заявители несут ответственность за полноту и достоверность представляемой информации и технических данных о РЭС.
Заявки, оформленные с нарушениями требований настоящего Положения, к рассмотрению не принимаются и возвращаются заявителю с указанием допущенных при оформлении нарушений.
4.8. Заявки о назначении дополнительных радиочастот для расширения действующих сетей радиосвязи представляются заявителями таким же порядком и по такой же форме, как и при первоначальном обращении.
4.9. Заявки о возможности использования ранее назначенных радиочастот в случае изменения технических характеристик РЭС, указанных в разрешении, представляются пользователями в радиочастотный орган по такой же форме, как и при первоначальном обращении.
4.10. Заявители, представляющие радиочастотные заявки, обязаны:
• руководствоваться действующим в стране порядком назначения радиочастот, приобретения, ввоза из-за границы РЭС, сертификации РЭС и лицензирования деятельности в области связи, а также соответствующими решениями ГКРЧ о выделении полос радиочастот планируемым к использованию РЭС;
• предоставлять по запросам радиочастотных органов (в пределах их компетенции) дополнительную информацию по системным вопросам, этапности реализации, техническим характеристикам РЭС, применяемых в развертываемой радиосети (радиолинии), а также по другим вопросам, возникшим при рассмотрении заявок.
4.11. Заявители, представившие радиочастотные заявки, имеют право:
• получать в радиочастотном органе, в который была представлена радиочастотная заявка, информацию о состоянии работ по рассмотрению заявки;
• повторно обращаться в радиочастотный орган с заявкой в случае, если, по мнению заявителя, отказ был дан в нарушение действующих нормативных актов или в нарушение решений ГКРЧ;
• принимать участие в технических совещаниях по конкретным вопросам, касающимся заявителя, проводимых радиочастотными органами с целью выработки и согласования оптимального решения по вопросам, связанным с планированием, назначением радиочастот и определением условий их использования;
• обжаловать решение радиочастотных органов в установленном законодательством порядке.
5. Порядок согласования частотных назначений
5.1. Планируемые частотные назначения подлежат согласованию с соответствующим радиочастотным органом в случаях, изложенных в разделе 3 настоящего Положения. Частоты не могут быть назначены до завершения процесса согласования.
Ответственность за соблюдение порядка и условий согласования несет тот радиочастотный орган, который осуществляет частотные назначения РЭС.
С целью обеспечения ЭМС (включая внутриобъектовую ЭМС) вновь размещаемых РЭС с действующими РЭС – потенциальными источниками (рецепторами) помех, размещенными ранее в установленном порядке, также проводится согласование мест установки РЭС.
Согласование мест установки стационарных РЭС проводится одновременно с согласованием планируемых частотных назначений или на этапе получения разрешения на эксплуатацию РЭС.
Согласование использования частот, проведенное соответствующими согласующими органами по заявке органа государственной радиочастотной службы, одновременно является согласованием мест установки РЭС гражданского применения.
5.2. При рассмотрении заявок радиочастотные органы проверяют полноту и правильность оформления заявок, соответствие запрашиваемых радиочастот и приведенных технических характеристик решениям ГКРЧ о выделении полос радиочастот для разработки и производства в Российской Федерации или ввоза из-за границы конкретного типа РЭС, осуществляют планирование запрашиваемых радиочастот, расчеты ЭМС и, в необходимых случаях, согласование планируемых радиочастот с соответствующими радиочастотными органами.
5.3. Материалы для согласования частотных назначений направляются в согласующий радиочастотный орган после завершения работ по экспертизе заявок и планированию радиочастот.
Данные представляются в объеме заявок на частотные назначения по п. 4.3.
5.4. В случаях необходимости согласования частот РЭС гражданского применения с несколькими радиочастотными органами Минобороны России и/или ФАПСИ заявки на согласование частот направляются в согласующие радиочастотные органы одновременно.
5.5. Радиочастотные органы, направившие в установленном порядке заявки на согласование радиочастот, имеют право:
• получать информацию о состоянии работ по их рассмотрению, срокам согласования и отправки заключения;
• принимать в пределах своей компетенции участие в проведении натурных испытаний на ЭМС РЭС, проводимых с целью выработки и принятия решения по вопросам, связанным с определением условий их совместного использования.
5.6. Согласование частотных назначений РЭС гражданского применения при централизованном назначении радиочастот осуществляется между ФГУП “Главный радиочастотный центр” и соответствующими радиочастотными органами Минобороны России и/или ФАПСИ, в зависимости от диапазона радиочастот, в котором производится частотное назначение.
5.7. При децентрализованном назначении радиочастот РЭС гражданского применения согласование осуществляется между ФГУП радиочастотными центрами федеральных округов и соответствующими штабами военных округов.
5.8. Согласование радиочастот для РЭС гражданского применения с ФАПСИ проводится только в случаях, предусмотренных соответствующими решениями ГКРЧ. В остальных случаях с ФАПСИ проводится согласование только мест размещения РЭС.
Согласование мест (площадок) установки стационарных РЭС гражданского применения проводится:
- с ФАПСИ и ФСБ – для РЭС, размещаемых на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга;
- с ФАПСИ – для РЭС, размещаемых на высотных зданиях в столицах республик, краевых, областных и районных центров Российской Федерации, а также для РЭС, размещаемых на объектах ФАПСИ на территории Российской Федерации.
При этом ФАПСИ направляет в ФГУП “Главный радиочастотный центр” и соответствующие ФГУП радиочастотные центры федеральных округов перечни таких высотных зданий и объектов ФАПСИ на территории Российской Федерации. Указанные перечни уточняются в согласованные сроки.
Кроме того, обязательными к согласованию являются места (площадки) установки:
- ТВ-передатчиков (6 ТВ-канал);
- ОВЧ ЧМ радиовещательных передатчиков (в полосе радиочастот 99,5–103 МГц с мощностью более 5 кВт);
- КВ передатчиков (мощностью более 1 кВт);
- земных станций фиксированной спутниковой связи (на условиях, определяемых решениями ГКРЧ).
5.9. В отдельных случаях, предусмотренных решениями ГКРЧ, или по согласованию радиочастотных органов Минобороны России и ФАПСИ, в зависимости от диапазонов радиочастот, видов радиослужб и регионов, согласование мест установки стационарных РЭС гражданского применения может не проводиться.
5.10. Радиочастотные органы Минобороны России и/или ФАПСИ по полученным материалам подготавливают документальные заключения о возможности назначения запрашиваемых радиочастот и направляют их в органы государственной радиочастотной службы в срок не более 60 календарных дней (при централизованном назначении частот) и не более 45 календарных дней (при децентрализованном назначении частот) с момента регистрации в согласующем радиочастотном органе.
5.11. При отсутствии заключения радиочастотных органов Минобороны России и/или ФАПСИ по истечении 75 календарных дней (при централизованном назначении частот) и 60 календарных дней (при децентрализованном назначении частот) с момента регистрации в согласующем органе радиочастотных заявок на РЭС гражданского применения орган государственной радиочастотной службы уведомляет согласующие радиочастотные органы Минобороны России и/или ФАПСИ об оформлении разрешения на использование частот. В случае отсутствия в течение 5 дней с момента уведомления соответствующих заключений Минобороны России и/или ФАПСИ орган государственной радиочастотной службы выдает заявителю разрешение на использование радиочастот РЭС гражданского применения и одновременно уведомляет об этом радиочастотные органы Минобороны России и/или ФАПСИ.
5.12. В экстренных случаях согласование временных частотных назначений на срок до 6 месяцев может осуществляться радиочастотными органами оперативно в рабочем порядке с последующим документальным подтверждением согласования.
5.13. Для согласования планируемых частотных назначений РЭС правительственного применения в полосах категории “ГР” и “СИ” Минобороны России (ФАПСИ) направляет в ФГУП “Главный радиочастотный центр” (ФГУП радиочастотные центры федеральных округов) необходимые данные в объеме, определяемом по взаимному согласованию, если согласование предусмотрено решением ГКРЧ. Если такое согласование частот не предусмотрено, то Минобороны России (ФАПСИ) информирует орган государственной радиочастотной службы о назначенных радиочастотах в согласованном порядке.
5.14. ФГУП “Главный радиочастотный центр” (ФГУП радиочастотные центры федеральных округов) по полученным материалам подготавливает документальные заключения о возможности назначения запрашиваемых радиочастот и направляет их в Минобороны России (ФАПСИ) в срок не более 45 календарных дней при централизованном назначении и не более 30 календарных дней при децентрализованном назначении с момента регистрации запроса.
5.15. При отсутствии заключения органов государственной радиочастотной службы по истечении 75 календарных дней (при централизованном назначении частот) и 60 календарных дней (при децентрализованном назначении частот) с момента регистрации в согласующем органе радиочастотных заявок на РЭС правительственного применения радиочастотные органы Минобороны России и/или ФАПСИ уведомляют согласующие радиочастотные органы государственной радиочастотной службы об оформлении разрешения на использование частот. В случае отсутствия в течение 5 дней с момента уведомления соответствующих заключений органов государственной радиочастотной службы радиочастотные органы Минобороны России и/или ФАПСИ выдают заявителю разрешение на использование радиочастот РЭС правительственного применения и одновременно уведомляют об этом орган государственной радиочастотной службы.
5.16. Минобороны России осуществляет назначение радиочастот для средств КВ-радиосвязи в полосах радиочастот категории “ГР” без согласования с ФГУП “Главный радиочастотный центр” при условии исключения помех РЭС гражданского применения и РЭС других государств. Сезонные планы вещания в КВ-диапазоне ФГУП “Главный радиочастотный центр” направляет в Минобороны России в согласованные сроки, а также информирует Минобороны России о новых частотных присвоениях вещательной службе в срок не более 30 календарных дней.
5.17. Органы государственной радиочастотной службы осуществляют назначение радиочастот без согласования с радиочастотными органами Минобороны России:
- РЭС речного флота – в 100 км зоне на внутренних водных путях по территории Российской Федерации в полосах частот 300,0125–300,5125 и 336,0125–336,5125 МГц;
- РЭС телевидения и радиовещания – в полосах частот: 48,5–84,0 МГц (1-3 ТВК), 66–74 МГц (за исключением территории Московского военного округа), 100–104 МГц;
- РЭС для связи в случаях бедствия и для обеспечения безопасности - на частотах в соответствии с Таблицей распределения полос частот между радиослужбами Российской Федерации.
О назначениях радиочастот в указанных случаях органы государственной радиочастотной службы уведомляют Минобороны России в месячный срок.
5.18. В случае, если запрашиваемые частотные назначения по тем или иным причинам не могут быть согласованы, согласующая сторона направляет в запрашивающий радиочастотный орган обоснованный письменный отказ.
5.19. В случае, если на этапе согласования частотных назначений РЭС возникает необходимость проведения дополнительных исследований или натурных испытаний, срок представления заключений увеличивается на время, необходимое для проведения этих работ, о чем информируется радиочастотный орган, направивший материалы на согласование.
5.20. Согласующие радиочастотные органы не должны устанавливать срок действия выданного ими согласования, если такая необходимость не обусловлена соответствующим решением ГКРЧ. Срок ввода в действие частотного назначения и срок, в течение которого может использоваться данное частотное назначение, определяет радиочастотный орган, который выдает соответствующее разрешение. Продление срока использования частотного назначения осуществляется без дополнительных согласований. Информация о продлении срока использования частотного назначения направляется в согласующий радиочастотный орган.
5.21. В случае, если по какой-либо причине после завершения согласования не будет выдано разрешение на использование радиочастот, или если будет аннулировано ранее выданное разрешение на использование радиочастот, соответствующий радиочастотный орган должен проинформировать об этом радиочастотный орган, с которым проводилось согласование.
5.22. Согласование частотных назначений, проведенное для конкретных РЭС, используемых в конкретной радиосети (радиолинии), не может быть распространено на другие РЭС, развертываемые в той же радиосети (радиолинии), если изменились места размещения и характеристики РЭС.
5.23. Согласование частотных назначений РЭС на территории Российской Федерации и РЭС на объектах, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, в случаях, когда необходима международная координация, осуществляется до ее проведения.
В случае, если в процессе координации возникает необходимость изменения частотного назначения или условий его использования, то эти изменения должны быть согласованы с согласующим радиочастотным органом. При необходимости представители согласующего радиочастотного органа участвуют в переговорах по координации частотных назначений.
6. Международная координация частотных назначений РЭС
6.1. Обязательной международной координации и регистрации в Бюро радиосвязи МСЭ подлежат частотные назначения РЭС:
• если использование данной радиочастоты может причинить помехи какой-либо радиослужбе других государств;
• если радиочастота планируется для международной радиосвязи;
• если заявитель претендует на международное признание использования радиочастоты.
6.2. Необходимость международной координации и регистрации в Бюро радиосвязи МСЭ частотных назначений наземных РЭС гражданского применения определяет ФГУП “Главный радиочастотный центр” по результатам рассмотрения представленных заявителем материалов на частотные назначения РЭС. При этом ФГУП “Главный радиочастотный центр” по запросу заявителя направляет заключение о необходимости проведения международной координации.
Необходимость международной координации и регистрации в Бюро радиосвязи МСЭ частотных назначений наземных РЭС правительственного применения с учетом п.6.1 определяют министерства и ведомства, планирующие применение этих РЭС.
6.3. Международная координация частотных назначений РЭС с администрациями связи иностранных государств и их регистрация в Бюро радиосвязи МСЭ осуществляются в соответствии с “Положением о порядке проведения в Российской Федерации работ по заявлению, координации и регистрации в Международном союзе электросвязи частотных присвоений радиоэлектронным средствам”.
7. Порядок выдачи разрешений на использование радиочастот и РЭС
7.1. После завершения работ по рассмотрению заявки на назначение радиочастот и согласований (раздел 5 настоящего Положения) радиочастотные органы в срок не более 10 календарных дней (для РЭС гражданского применения – после оплаты счета за выполненные работы) выдают соответствующее разрешение на использование радиочастот.
7.2. В случае необходимости проведения международной координации частотных присвоений разрешения на использование радиочастот выдаются после завершения координации. На период проведения международной координации и регистрации в Бюро радиосвязи МСЭ частотных назначений РЭС радиочастотные органы, в рамках их компетенции, могут выдавать заявителю разрешения на временное использование заявленных частотных назначений РЭС и на эксплуатацию РЭС на вторичной основе по отношению к РЭС иногосударств. Эти ограничения могут быть сняты по результатам координации.
7.3. По завершению экспертизы, планирования, согласования и проведения (при необходимости) международной координации ФГУП “Главный радиочастотный центр” выдает разрешения на использование радиочастот.
7.4. Разрешения на использование радиочастот для РЭС гражданского применения, выданные ФГУП “Главный радиочастотный центр” или ФГУП радиочастотными центрами федеральных округов, служат основанием для:
- получения разрешений на приобретение на территории Российской Федерации РЭС отечественного или зарубежного производства, на ввоз из-за границы РЭС, получения оборудования в аренду (лизинг);
- проведения работ по проектированию, строительству (монтажу) РЭС;
- получения разрешения на эксплуатацию РЭС в установленном порядке.
При применении в сетях связи оборудования, взятого в аренду (лизинг), разрешения на использование радиочастот (эксплуатацию РЭС) должны быть оформлены на юридическое (физическое) лицо, которое будет использовать взятые в аренду РЭС. Ответственность за соблюдение условий использования радиочастот и РЭС возлагается на юридическое (физическое) лицо, получившее соответствующее разрешение.
7.5. Органы государственной радиочастотной службы выдают разрешения на эксплуатацию РЭС при соответствии параметров РЭС требованиям разрешения на использование радиочастот.
7.6. Форма разрешительных документов для РЭС гражданского применения определяется ФГУП “Главный радиочастотный центр”.
7.7. Форма разрешительных документов для РЭС правительственного применения определяется радиочастотными органами Минобороны России и/или ФАПСИ в пределах их компетенции.
7.8. Частотные назначения считаются действующими в течение срока действия соответствующего разрешения (в том числе временного) на использование радиочастот. Эта информация в дальнейшем используется радиочастотными органами при расчетах ЭМС.
7.9. Органы государственной радиочастотной службы при выдаче разрешений на использование радиочастот доводят до сведения заявителей о праве государства вводить временные ограничения (запреты) на использование радиочастот и работу на передачу РЭС при проведении специальных мероприятий и в чрезвычайных ситуациях.
8. Учет частотных назначений РЭС
8.1. Радиочастотные органы, осуществляющие назначение радиочастот РЭС, ведут систематический учет частотных назначений, документов по согласованию радиочастот, а также своевременно корректируют учетные данные.
8.2. ФГУП “Главный радиочастотный центр” ведет учет всех частотных назначений РЭС гражданского применения, произведенных централизованно и децентрализованно.
ФГУП радиочастотные центры федеральных округов ведут учет частотных назначений всем РЭС гражданского применения, зарегистрированным на территории своего региона, включая частотные назначения, произведенные этим РЭС централизованно.
Порядок ведения учета, хранения и использования данных определяет ФГУП “Главный радиочастотный центр”.
8.3. Минобороны России ведет учет частотных назначений для РЭС правительственного и гражданского применения, а также определяет порядок ведения учета, хранения и использования данных.
8.4. Радиочастотный орган ФАПСИ ведет учет частотных назначений РЭС президентской, правительственной и специальной радиосвязи, а также определяет порядок ведения учета, хранения и использования данных.
8.5. За достоверность учетных данных частотных назначений РЭС несут ответственность ФГУП “Главный радиочастотный центр”, ФГУП радиочастотные центры федеральных округов и радиочастотные органы Минобороны России и ФАПСИ.
8.6. Органы государственной радиочастотной службы направляют копии выданных разрешений на использование радиочастот в радиочастотные органы, с которыми проводилось согласование частотных назначений. Копии разрешений на эксплуатацию РЭС в органы Минобороны России и ФАПСИ не направляются.
В случае, если с каким-либо радиочастотным органом Минобороны России или ФАПСИ согласование радиочастот не производилось, органы государственной радиочастотной службы могут направлять по запросам информацию о назначении (присвоении) радиочастот РЭС гражданского применения в этот радиочастотный орган по взаимной договоренности в согласованном виде.
Информация о назначенных (присвоенных) радиочастотах для РЭС гражданского применения может предоставляться радиочастотным органам Минобороны России и ФАПСИ на бумажных носителях, либо в электронном виде.
8.7. Радиочастотные органы Минобороны России и ФАПСИ направляют в ФГУП “Главный радиочастотный центр” копии разрешительных документов на использование радиочастот в полосах категории “ГР” в случаях, когда решением ГКРЧ предусмотрено согласование радиочастот с ФГУП “Главный радиочастотный центр”.
8.8. Данные о РЭС различного применения регистрируются в установленном порядке в ФСБ России.
9. Контроль за использованием частотных назначений РЭС, мероприятия по исключению радиопомех
9.1. Радиочастотные органы, осуществляющие назначение радиочастот, должны вести систематический контроль за использованием назначенных радиочастот и принимать меры по своевременному устранению выявленных нарушений.
9.2. Контроль осуществляется путем измерений параметров излучения (приема) РЭС (радиотехнический контроль), влияющих на электромагнитную совместимость с другими РЭС.
9.3. Минобороны России и ФАПСИ в целях обеспечения ЭМС РЭС правительственного применения осуществляют радиотехнический контроль РЭС всех назначений в полосах частот категорий “ПР”, “СИ” и “ГР”.
Органы государственной радиочастотной службы осуществляют радиотехнический контроль РЭС гражданского применения в полосах частот категории “ГР” и “СИ”, а также на рабочих частотах, выделенных РЭС гражданского применения, в полосах частот категорий “ПР”.
9.4. Порядок взаимодействия органов государственной радиочастотной службы и радиочастотных органов Минобороны России и ФАПСИ по вопросам организации и проведения радиотехнического контроля определяется их совместными решениями.
9.5. В случае выявления нарушений, допускаемых пользователями при эксплуатации РЭС, радиочастотные органы направляют им извещение о нарушении.
Если пользователями не будут приняты необходимые меры по устранению выявленных нарушений, к ним могут быть применены санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Использование радиоэлектронных средств, работающих с нарушением условий их эксплуатации, указанных в соответствующих разрешениях радиочастотных органов, может быть ограничено вплоть до аннулирования ранее выданных разрешений на использование радиочастот и эксплуатацию РЭС в установленном порядке.
9.6. При использовании юридическими или физическими лицами радиоэлектронных средств (высокочастотных устройств) без соответствующего разрешения радиочастотных органов к этим юридическим (физическим) лицам применяются санкции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
9.7. В случае возникновения неприемлемых радиопомех действующим РЭС пользователи этих РЭС должны принять все возможные меры по выявлению причин их возникновения.
Если радиопомехи возникли из-за того, что избирательные или защитные свойства приемных устройств РЭС не соответствуют заявленным, то пользователи этих РЭС должны принять меры по приведению характеристик в соответствие с действующими нормами или заменить РЭС в установленном порядке.
9.8. Если неприемлемые помехи радиоэлектронным средствам создаются другими РЭС или высокочастотными устройствами, пользователь РЭС обращается в радиочастотный орган, выдавший разрешение на эксплуатацию РЭС.
9.9. Если будет установлено, что неприемлемые радиопомехи возникли вследствие ошибок, допущенных радиочастотными органами при назначении радиочастот, радиочастотные органы, назначившие радиочастоты, обязаны принять необходимые меры по устранению возникших радиопомех, вплоть до переназначения радиочастот в установленном порядке.
9.10. Если радиопомехи создаются радиоэлектронными средствами правительственного применения, то ФГУП “Главный радиочастотный центр” сообщает об этом в соответствующий радиочастотный орган, который принимает необходимые меры по устранению радиопомех и сообщает об этом в ФГУП “Главный радиочастотный центр”.
9.11. При возникновении радиопомех радиоэлектронным средствам, находящимся под юрисдикцией Российской Федерации, от радиоэлектронных средств иностранных государств, пользователи РЭС, испытывающих радиопомехи, сообщают об этом в ФГУП “Главный радиочастотный центр”. Если РЭС Российской Федерации, испытывающее радиопомехи, зарегистрировано в Бюро радиосвязи МСЭ и частотное назначение произведено с учетом международной координации, ФГУП “Главный радиочастотный центр” подготавливает и направляет установленным порядком письмо в администрацию связи соответствующего государства с предложением принять необходимые меры по устранению радиопомех, создаваемых радиоэлектронным средством этого государства.
9.12. При поступлении претензий иностранных государств на радиопомехи, создаваемые радиоэлектронными средствами, находящимися под юрисдикцией Российской Федерации, ФГУП “Главный радиочастотный центр” определяет правовую основу этих претензий, устанавливает принадлежность РЭС, создающих радиопомехи, и принимает меры по устранению радиопомех, если претензии обоснованны. О результатах запрашивающая сторона уведомляется через Администрацию связи Российской Федерации.
9.13. Нерешенные вопросы по устранению радиопомех подлежат рассмотрению Государственной комиссией по радиочастотам.
10. Оплата услуг, связанных с назначением радиочастот РЭС
гражданского применения
Услуги, связанные с назначением радиочастот РЭС гражданского применения, обеспечением их ЭМС и международно-правовой защитой частотных присвоений, предоставляются органами государственной радиочастотной службы на платной основе в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Архив документов - zip 114kb.
Mатериал подготовил Н. Филенко, (UA9XBI).