Сайт радиолюбителей Республики Коми.
Укороченная антенна GP для Си-Би диапазона.
На главнуюГлавная

В некоторых случаях, например на автомобиле, невозможно установить полноразмерную антенну. В этом случае используется укороченная антенна GP - "граундплэйн". Согласование осуществляется за счет автотрансформаторного подключения удлиняющей катушки или с использованием согласующего Г-звена. При использовании автотрансформаторного включения удлиняющей катушки резонанс антенны достигается изменением количества витков, а минимальное значение КСВ — подбором точки подключения центральной жилы кабеля к катушке - рис.1.

При использовании согласующего Г-звена (рис.1) значения Cm и Lm для частоты 27,200 МГц вычисляются по формулам:

Cm = 240*(Ro-Ra)/Ro, пф

Lm = 0,00024*Ra*(Ro-Ra), мкГ, где:

  • Ro — сопротивление фидера, Ом.
  • Ra — активное сопротивление антенны, Ом.

Рис. 1.

Вычисления показывают, что в диапазоне значений сопротивления антенны Ra от 10 до 25 Ом при Ro = 50 Ом величина Lm меняется от 0,096 до 0,15 мкГ, а величина Cm от 960 до 67 пФ. Таким образом, согласование сопротивлений антенны и кабеля достигается в основном подбором величины емкости Cm.

Настройка антенны в резонанс осуществляется изменением параметров удлиняющей катушки и контролируется гетеродинным индикатором резонанса. Изменяя величину Cm и подстраивая антенну в резонанс, добиваются минимально возможного значения КСВ. Согласующей индуктивностью Lm может служить часть удлиняющей катушки.

Рис.2.

В качестве примера приведем параметры укороченной антенны "граундплэйн", предназначенной для установки на автомобиле. Длина антенны — 1,2 метра. Материал — стальная проволока диаметром 2,0 мм. Удлинительная катушка расположена в основании антенны и имеет следующие параметры: диаметр — 20 мм, количество витков — 12, провод ПЭВ диаметром 1,1 мм, длина намотки — 12 мм. Для согласование антенны применяется Г-звено (рис.1). Согласующая индуктивность является частью удлинительной катушки.

Ориентировочное значение емкости для согласования с 50-омным кабелем — 30 пФ. Настройка антенны в резонанс осуществляется изменением длины штыря, а согласование для обеспечения минимального значения КСВ — подбором емкости.

На крыше автомобиля антенна устанавливается с помощью магнитного основания. В конструкции используется кольцевой магнит от неисправной динамической головки. Желательно использовать всю магнитную систему от динамической головки.

В этой системе кольцевой магнит заключен в стальную чашку с небольшим зазором между боковой стенкой чашки и магнитом. Магнитные силовые линии концентрируются магнитной системой и сила удержания антенны на крыше автомобиля становится больше. Эскиз антенны приведен на рис.2.

Цифрами на рисунке обозначены:

  • 1 — защитный наконечник на конце антенны;

  • 2 — стальной проволочный штырь (1,2 м, диаметр 2 мм);

  • 3 — контргайка крепления штыря;

  • 4 — стальная втулка крепления штыря;

  • 5 — эбонитовый каркас катушки индуктивности (диаметр 20 мм);

  • 6 — резьбовая шпилька;

  • 7 — медная заклепка;

  • 8 — катушка;

  • 9, 10 — медная заклепка;

  • 11 — стальная пластина;

  • 12 — кольцевой магнит;

  • 13 — фольгированный стеклотекстолит;

  • 14 — гайка;

  • 15 — резьбовая шпилька;

  • 16 — конденсатор;

  • 17 — точка подключения жилы коаксиального кабеля;

  • 18 — точка подключения оплетки коаксиального кабеля;

  • 19 — пластиковый корпус.

Катушка индуктивности наматывается на прочном эбонитовом цилиндре диаметром 20 мм. В торцах цилиндра просверлены отверстия и нарезана резьба М5. В отверстия вкручиваются резьбовые шпильки и фиксируются медными заклепками из провода диаметром 1,5...2 мм. Эти заклепки служат также контактами к которым припаиваются выводы катушки, конденсатора и кабеля. С помощью резьбовых шпилек прикрепляются стальная пластина и резьбовая втулка. Штырь на конце имеет резьбу с помощью которой он крепится к резьбовой втулке.

Вкрученный штырь фиксируется контргайкой. Защитный наконечник на конце антенны соединяется со штырем также с помощью резьбы. Для обеспечения максимальной емкостной связи с корпусом автомобиля для диска 13 используется односторонний фольгированный стеклотекстолит минимальной толщины. К фольге припаивается провод, который присоединяется к оплетке коаксиального кабеля. В качестве защитного корпуса используется часть подходящей пластиковой бутылки. Для предотвращения попадания влаги стык деталей 13 и 19 уплотняется герметиком.

Материал подготовил Ю. Погребан (UA9XEX).

На главнуюГлавная
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Hosted by uCoz