Переделка редуктора наклона антенны от РЛС П-35 для вращения КВ антенны.
Вам наверное встречалась на обложках журнала “Радио” фотография радиолокатора, стоящего на горке, к которому бегут солдаты? Вот это и есть радиолокатор П-35(П-37), списываемый в настоящее время в аэропортах (в армии его уже давно списали). Так вот, есть в этом локаторе два замечательных редуктора, применяемых для наклона антенны.
Устройства наклона размещены между нижней частью антенны и кабиной станции и представляют собой устройство типа “гайка-винт”.
Передаточное число этого редуктора 1: 100, тип редуктора - червячная пара.
Еще одно замечательное свойство – выполнены из стали, которую пока любители цветмета не замечают, поэтому и редукторы валяются без дела. На коллективной станции RK9XXS для вращения антенн переделаны два таких редуктора.
Причем разными способами: редуктор, переделанный по первому варианту используется для вращения 5
элементной антенны YAGI на диапазон 15 метров.
Редуктор, переделанный по 2-му варианту, предназначен для 5-элементной YAGI на диапазон 20 метров.
Сначала о разборке редуктора.
Редуктор разбирают, сняв верхнюю крышку и нижний защитный чехол (труба с фланцем). С нижнего конца винта снимают стопорную гайку и выкручивают винт (винтовой шток) из ведомой шестерни. Вынимают ведомую шестерню из редуктора. Внутри этой шестерни находится устройство разъединения, отключающее механизм при крайних положениях винта.
Для дальнейшей переделки можно применить способами:
1. Способ, не требующий токарных работ.
На втулке механизма находятся по 3 штифта с каждой стороны.
При нажатии на эти штифты произойдет разъединение механизма.
Чтобы этого не происходило, штифты стачивают на наждаке или обрезают сваркой. Теперь ввинчивают винт на место (до упора)
С другой стороны ведомой шестерни на винт накручивают стопорную гайку и с максимальным усилием затягивают ее на винте.
Теперь можно обрезать излишки винта, и приварить стопорную гайку к нему. Производят сборку редуктора. Защитный чехол (трубу с фланцем аккуратно обрезают на расстоянии 150-200 мм от фланца и закрепляют на редукторе. Установив редуктор на площадку (мы применили лист стали 300х300 мм и толщиной 10 мм) приваривают трубу к площадке.
С трех-четырех сторон усиливают соединение косынками. К верхней части винта на шарнире закрепляют антенную мачту.
2. Для расположения на мачте типа УНЖА, ЧИНАРА.
Полностью разбирают узел ведомой шестерни, аккуратно сняв подшипники и кольца под ними.
Вместо механизма разъединения в ведомую шестерню вставляют втулку (единственная токарная работа)
Выровняв втулку по фланцам шестерни, приваривают ее к шестерне. Вставляют во втулку трубу мачты и приваривают ее к втулке.
В качестве трубы мачты нами используется толстостенная буровая штанга (труба), диаметром 50 мм и толщиной стенки 10 мм.
Зачищают посадочные места подшипников и не забыв надеть кольца, аккуратно насаживают подшипники.
На верхней секции УНЖИ приваривают горизонтальную площадку, предварительно просверлив в ней отверстия под крепление редуктора и отверстие для нижнего конца мачты.
В качестве шаблона для сверления отверстий можно использовать фланец защитного чехла.
Устанавливают корпус редуктора на площадку и сверху вставляют мачту с приваренной к ней ведомой шестерней. Производят сборку редуктора.
Для повышения прочности можно снизу секции УНЖИ установить площадку, и на ней втулку, в которую вставляется нижний конец трубчатой мачты.
Датчики положения антенны крепят на корпусе редуктора, используя для передачи положения антенны на датчик любой способ (зубчатый ремень, тросик, шестерни и т.д.)
Электродвигатель на редукторе необходимо заменить на тихоходный 60-100 об/мин.
Нами применяются двигатели со скоростью до 8000 об/мин с дополнительными редукторами, снижающими обороты до 100 в минуту.