Многосистемные блоки цветности на микросхемах фирмы HITACHI.
На главнуюГлавная

В телевидении термин “система” обычно характеризует способ кодирования сигнала цветности одновременно со способами модуля радиосигнала сигналами изображения и звука. Число сочетаний сигналов с различными параметрами подучается большим, и этот фактор часто используют производители видеотехнике дм дополнительной рекламы своей продукции. Красочные, наклеенные на экраны телевизоров этикетки вида 12, 17 и т.д. систем “ненавязчиво” убеждают покупателей в преимуществах аппаратуры.

Однако после покупки выясняется, что практически можно воспользоваться тремя-четырьмя системами, все остальные оказываются невостребованными. Если не учитывать способы кодирования звука, то в мире действуют лишь шесть систем цветного телевидения [1]:

  • НТСЦ (3,58),
  • ПАЛ,
  • ПАЛ-М,
  • ПАЛ-N,
  • СБКАМ
  • НТСЦ-4,43

Следует указать, что систему НТСЦ-4,43 в вещательном телевидении не применяют. Она имеет только прикладное значение и в основном ее используют на морских судах. Видеозаписи по этой системе можно просматривать на слегка модернизированных телевизорах ПАЛ, обходясь без сложной аппаратуры для преобразования стандартов. Фактически преобразователем при этом служит специализированный видеомагнитофон, работающий при записи в системе НТСЦ (3,58), а в режиме воспроизведения в системе НТСЦ-4,43 (обычная бытовая аппаратура VHS, как правило, такого изображения не обеспечивает).

Каналы изображения видеомагнитофонов VHS могут работать с сигналами систем НТСЦ (3,58), НТСЦЧ43, ПАЛ, МБСБ-КАМ, СЕКАМ. Практически все различия каналов изображения разных систем находятся в их блоках цветности. Фирма SHARP в ряде моделей видеомагнитофонов применяет в блохах цветности микросхемы повышенной степени интеграции фирмы HITACHI. Эти БИС (30 выводов) характеризуются малым потребляемым током при напряжении питания +5В.

Нашим видеолюбителям хорошо известен многосистемньй видеомагнитофон фирмы модели VЈ-779, блок цветности которою способен работать с пятью вышеуказанными системами. Для работы с сигналами НТСЦ (3,58) используется микросхема HA11845NT, а с анналами НТСЦ-4,43, ПАЛ, МЕСЕКАМ - микросхема HA11871NT. Канал СБКАМ выполнен на микросхеме другой фирмы и здесь не рассматривается. Хотя каналы НТСЦ и ПАЛ собраны на отдельных платах с различными модификациями микросхем, все же, по мнению автора микросхемы этой серии взаимозаменяемы, что подтвердилось при анализе работы и переделке видеомагнитофона VC-36S (НТСЦ) фирмы SHARP для работы в системах ПАЛ/МБСЕКАМ. В его блоке цветности применена микросхема HA11811ANT, функционально подобная установленным в модели VC-779.

Принципиальная схема блока цветности видеомагнитофона SHARP VO36S показана на рис.1, а упрощенная структурная схема — на рис.2. Так как информации по внутренней структуре микросхемы НА11811 в распоряжении автора не имеется, структурная схема составлена только при аппаратурном анализе блоке” цветности видеомагнитофонов VC-779 и VC-36S.

Изучение особенностей работы блока целесообразно проводить, как и делалось ранее, по каналам записи, воспроизведется, синхронизации, фазоманипулированных сигналов и вспомогательного конвертера. ПЦТС в канал записи поступает на вывод 15 платы канала изображения (на ней собраны блоки яркости и цветности, маркировка платы— T77XV PWB), В канал записи (рис.2) входят коммутаторы режимов записи/воспроизведения 1, 4, 6, 9. При этом оказывается возможным использование внешних функциональных узлов блока: линии задержки 2 и полосового фильтра 5 — в обоих режимах.

Назначение узла задержки 2 здесь не вполне ясно, хотя можно предположить его применение в качестве элемента гребенчатого фильтра для разделения составляющих сигналов яркости и цветности. В канал записи также входят регулируемый усилитель 7, осиюв-нойконвертер8дляпереносасшналацвет-ности в низкочастотную область и фильтр нижних частот 10, с выхода которого сигналы цветности приходят на сумматор канала яркости для совместной с сигналом яркости записи на магнитную ленту.

Сигнал цветности в режиме воспроизведения поступает на вывод 10 платы канала изображения. Канал воспроизведения содержит усилитель воспроизведения 11, фильтр нижних частот 12 для выделения перенесенных сигналов цветности, регулируемый усилитель 7 и основной конвертер 8, полосовой фильтр 5, выделяющий перенесенный в исходную частотную область сигнал цветности, элементы гребенчатого фильтра: усилитель 13, линию задержки на одну строку 2 и сумматор 14, — подавляющие мешающие сигналы с соседних строк записи и усилитель 15, с выхода которого сигналы цветности проходят на сумматор канала яркости.

Строчные синхроимпульсы канала синхронизации приходят на вывод 39 плат канала изображения. Канал синхронизации состоит из селектора вспышек 16, делителей частоты 17 и 18, обеспечивающих необходимый порядок коммутации фазы сигнала цветности, и устройства ключей АРУ 19.

В канал фазоманипулированных сигналов входят генератор 20, управляемый напряжением, на частоту 160 fcp, формирователь четырехфазных импульсных последовательностей 21, делитель частоты 22 для обеспечения работы фазового детектора 23, синхронизирующего ГУН через интегратор 26 и сумматор 24, и селектор данных 25 для получения необходимого алгоритма работы канала. Импульсы переключения на селектор поступают через инвертор 27.

Вспомогательный конвертер содержит кварцевый генератор 29, управляемый напряжением и работающий на частоте поднесущей сигнала цветности, функциональный узел 30, обеспечивающий необходимый алгоритм работы в системах ПАЛ/МБСБ-КАМ, переключатели режимов запись/воспроизведение 28 и 34, фазовый детектор 31, управляющий частотой и фазой генераторов 20 и 29 через интегратор 33 и сумматор 24, преобразователь частоты 32 для получения сигнала гетеродина, выделяемого голосовым фильтром 35. По схеме видно, что при записи КГУН 29 синхронизирован, вспышками записываемого сигнала, а при воспроизведении он работает в режиме автоколебаний. В последнем случае подстройка фазы воспроизводимого сигнала цветности обеспечивается воздействием на ГУН 20.

Теперь следует рассмотреть вариант переделки канала цветности видеомагнитофона VC-36S для работы с сигналами систем ПАЛ/МЕСЕКАМ. При ручном переключении систем реализация канала для них на микросхеме НА11811 возможна заменой и добавлением необходимых функциональных узлов, т.е. без изготовления дополнительной печатной платы (значительных размеров), так как многие элементы канала НТСЦ могут быть использованы.

Рис.3.

Изменения в каналах записи и воспроизведения сводятся к замене полосового фильтра FL1 на фильтр Б12-2 от видеомагнитофона “Электроника ВМ-12” или самодельный с полосой пропускания в пределах 3,9...4,9 МГц. Схема одного из вариантов самодельного фильтра изображена на рис.3. Отклонение емкостей и индуктивностей элементов от указанных на схеме номиналов не должно превышать ± 5 %.

При установке этого фильтра сопротивление резисторов R21 и R22 в блоке цветности должно быть изменено на 1 кОм (0,125 Вт). Необходимо также исключить линию задержки DL1 из тракта записи. Для этого сигнал цветности с эмиттера транзистора Q2 (рис.1) подают непосредственно через конденсатор 09 на базу транзистора Q5.

Гребенчатый фильтр включают по схеме, показанной на рис.4 (элементы R7,R8,DL1 по рис.1 удаляют). В этой связи следует остановиться на особенности конструкции видеоголовок видеомагнитофона VC-36S. В нем возможны запись/воспроизведение в стандартном (SP) и тройном (БР) режимах, однако использован диск с двумя видеоголовками, длина зазора которых меньше необходимого для режима SP (длина зазоров оптимальна для режима ЕР).

Рис.4.

По указанной причине при воспроизведении обычных (SP) записей, в том числе и в системе НАЛ, “узкие” головки не захватывают мешающих сигналов с соседних строк сигналограммы, а гребенчатый фильтр, естественно, практически не влияет на качество работы и поэтому может быть исключен, если предполагается использовать только стандартный режим.

В канале синхронизации никаких изменений при переделке не требуется. Необходимые параметры импульсов переключения для системы ПАЛ обеспечивает каскад, схема которого показана на рис.5. Полю А соответствует напряжение на выходе - 2,5В, а полю В — 5В (размах сигнала переключения — 2,5В). Транзистором VT1 может служить транзистор Q11 блока цветности. При этом выводы резистора R1 замыкают.

Рис.5.

Во вспомогательном конвертере кварцевый резонатор X1 заменяют резонатором РК188МА-ВМ-2 на частоту 4,433619 МГц, полосовой фильтр FL3.2 — фильтром Б12-3 от видеомагнитофона “Электроника ВМ-12”, резистор R43 должен иметь сопротивление 1 кОм (0,125 Вт), резистор R42— 1,2 кОм.

При самостоятельном изготовлении фильтра можно воспользоваться схемой на рис.6. При этом элементы С21, С23, R42, R43 удаляют. Фильтр настраивают на частоту 5,06 МГц подстроечниками катушек L2, L3 или подбором конденсаторов С3, С5.

Рис.6.

Так как в переделанной САР видеомагнитофона использован отдельный образцовый генератор,1|а транзисторе Q10 модно собрать образцовый генератор на частоту 4,435572 М Гц. Его схема, а также интегрирующей цепи системы АПФ и переключателя систем ПАЛ/МБСЕКАМ показаны на рис.7. В генераторе XI - PK1S8MA-BM1J. Для новых дополнительных элементов на схеме указаны номиналы или типы. Навесной диод, включенный параллельно резистору R61, удаляют.

Если не предполагается использовать режим LP (ЕР), то переключателем систем ПАЛ/МЕСЕКАМ можно использовать расположенный на передней панели переключатель SP-БР, предварительно разрезав печатные проводники, соединяющие выводы 4, 5 и 7 микросхемы IC7O3 с остальными элементами (микросхема IC703AN3794 находится на основной плате, маркировка — F1724GE). Методика регулировки блока цветности аналогична рассмотренной ранее. Среднюю частоту генератора 160 fср устанавливают резистором R38, а среднюю Частоту КГУН - резистором R68.

Рис.7.

В заключение следует остановиться на особенностях режима записи в системе ПАЛ. Переключение БИС НАШИ для работы с сигналами ПАЛ происходит подачей напряжения около 3В на вывод 11 к смещением импульсов переключения формы меандр на выводе 12 к уровням 2,5 и 5В. При этом на вывод 11 одновременно подается сигнал образцового генератора частотой 4,435572 МГц, поступающий на вспомогательный конвертер %1 (рис.2). КГУН 29 синхронизируется вспышками записываемого сигнала и в системе ПАЛ, что легко установить при синхронизации осциллографа сигналом поднесущей сигнала цветности от генератора испытательных телевизионных сигналов.

Однако в этом случае не вполне ясно положение переключателя 28. Если он, как и в системе НТСЦ разомкнут, то точность переноса частоты в низкочастотную область полностью зависит от первоначальной установки частоты образцового генератора (на транзисторе Q10, рис.7), что нужно иметь в виду при регулировке блока цветности.

Ю. Петропавловский

Литература:

1. А Л. Штейнберг - О многосистемном окружении и современной алхимии или кое-что о фирме "СНЕЛЛ ЭНД УИЛКОКС" - “Техника кино и телевидения”, 1991, №10, с. 27-31

На главнуюГлавная
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb

Hosted by uCoz