Устройство и ремонт лентопротяжного механизма автомагнитол SONY.

Производя ремонт автомагнитол SONY, мной выявлен ряд характерных неисправностей свойственных автомагнитолам этой фирмы - изготовителя. Взяв за основу лентопротяжный механизм (ЛПМ) фирмы SONY, приведенный на рис.1, который используется в магнитолах среднего и высшего класса и, обобщив всю информацию этой статье попробую рассказать о характерных неисправностях с которыми приходится сталкиваться во время ремонта. Применение данной информации позволит вам быстро и качественно производить ремонт автомагнитол SONY.

Для того, чтобы снять ЛПМ необходимо открутить 2 винта со стороны передней панели магнитолы и 2 винта со стороны двигателя. После извлечения следует внимательно осмотреть ЛПМ. Если засорились прижимные ролики, то следует их почистить, чистые ролики должны иметь ровную черную матовую поверхность, в противном случае магнитная лента может продергиваться и звук будет "плавать".

Рис. 1

Один ролик легко доступен, для чистки второго потребуется снять пластмассовый ограничитель (рис. 2). Для этого необходимо поддеть тонкой отверткой фиксаторы 1 и 2, затем, покачивая ограничитель, снять его движением вверх.

Рис. 2

Одной из самых „популярных” неисправностей этого типа ЛПМ является износ шестерни червячной передачи, на рис. 3 она обозначена стрелкой с красной окантовкой. Эту шестерню просто заменяют на новую.

При необходимости, можно попытаться восстановить старую. Для этого ее снимают и с помощью лезвия разрезают поперек на три части таким образом, чтобы наиболее изношенная часть шестерни была отрезана (длина вырезанной части не должна превышать 3 мм).

Затем, предварительно нанеся на вал небольшое количество клея (например, "СУПЕР МОМЕНТ"), надевают шестерню следующим образом: сначала надевают часть без шестигранника, затем с шестигранником, причем обе половинки проворачивают на валу так, чтобы совпали зубья червячной передачи. Эта операция только временно, восстановит работоспособность ЛПМ.

Рис. 3

Если же эта шестерня в исправном состоянии, а ЛПМ работает неправильно, то придется его разбирать. Для этого снимают стопорные шайбы 1 (рис. 3) и пружину 2, после этого боковая пластина 3 должна сместиться в сторону и может быть извлечена. Далее приподнимают и поворачивают толкатель 4 для того, чтобы он вышел из зацепления с пластмассовым бегунком. Затем, отверткой отгибают стопор 5 и подают кассетоприемник в сторону двигателя управления режимами он соскочит с осей. После этого его извлекают из ЛПМ.

Еще одна неисправность может проявляться как "недогрузка" кассеты, т.е. кассета не опускается до конца, а головки с прижимными роликами уже начинают подводиться (в результате головка не попадает в выемку кассеты, а просто упирается в нее). В этом случае следует обратить внимание на износ латунного вкладыша 7 и состояние паза 8. Если люфт слишком велик по всей длине паза, то заменяют вкладыш (лучше купить оригинальный или изготовить вкладыш из бронзы с диаметром чуть больше оригинального, но не более ширины паза).

Другая причина такой неисправности- деформация рычага, на котором установлен вкладыш 7. В этом случае следует вернуть рычагу первоначальную форму, для чего в прорезь основания ЛПМ, прямо под рычагом, ставят тонкую отвертку, а сверху на рычаг надавливают плоской стороной широкой отвертки. Уходя вниз, рычаг упрется в тонкую отвертку и выправится.

Рис. 4

Разборку ЛПМ выполняют, когда он находится в положении "КАССЕТА ВЫГРУЖЕНА". После снятия кассетоприемника обращают внимание на положение меток на шестернях (на рис. 4 метки отмечены красным цветом). Для снятия блока шестерен откручивают винты 1, 2, 3 и 4. Следует обратить внимание на то, что на винтах 3 и 4 есть шайбы.

Между пластиной 5 и винтами шайбы фторопластовые, а между пластиной 5 и основанием ЛПМ– стальные (на неоригинальных ЛПМ шайбы обычно отсутствуют). В пластине 5 установлена шпилька 6, которая при перемещении программной пластины 9 подводит или отводит головку и прижимные ролики. Если при перемещении пластины 9 ролики и головка не перемещаются, скорее всего, обломилась шпилька 6.

Если же с ней все в порядке, то проверяют наличие и целостность пружины 10. Если прижимные ролики изношены, то их заменяют. Если запасных роликов нет в наличии, то их можно почистить. Для этого снимают стопорные шайбы (на рисунке показана одна) 7 и извлекают ролики вместе с держателями.

Затем на ровную поверхность укладывают новую, очень мелкую наждачную бумагу и, не сильно прижимая ролик к бумаге, делают несколько продольных движений. Таким образом, обрабатывают всю рабочую поверхность ролика. Затем ролики устанавливают на место. При необходимости снять валы следует снять стопорные шайбы 8 (на рисунке показана одна)- они имеют прорезь и снимаются с помощью швейной иглы.

Рис. 5

На рис. 5 приведен вид узла шестерен, синим цветом обозначены метки в положении, когда кассета выгружена. При загруженной кассете метка на шестерне 3 перемещается в положение 2 (отмечена зеленым цветом). Шестерни 3 и 4 имеют снизу направляющие бороздки (рис. 7) и при вращении по этим направляющим перемещаются штыри.

При загрузке кассеты шестерня 3 вращается, по окончании загрузки кассеты штырь в шестерне 3 упирается в край направляющей и блок шестерни 5, проворачивается и промежуточная шестерня, которая вступает в зацепление с шестерней 4. Она вращает программную шестерню 6, которая, в свою очередь, приводит в движение пластину 9 (рис. 4).

Если при нормально движущейся ленте в кассете постоянно включается реверс, то вероятнее всего неисправность в узлах 9 (рис. 5). На самих узлах, снизу, нанесены светоотражающие полоски, а под узлами находятся оптроны. Если при снятии узлов обнаружено нарушение светоотражающего покрытия, его можно восстановить.

Для этого вырезают из зеркальной самоклеющейся пленки (продается в магазинах "ОБОИ") полоски нужных размеров и наклеивают на поврежденные участки. Оптроны выходят из строя крайне редко, как правило, они покрываются пылью и перестают работать. Для восстановления работоспособности оптронов продувают их сжатым воздухом.

Рис. 6

Довольно часто программная шестерня проворачивается, и ЛПМ перестает работать. Для ремонта выставляют шестерни согласно рис. 5. если же метки на шестернях расположены правильно, то проверяют чистоту контактов на площадке 1 и износ контактов 3 (рис. 6).

Для снятия шестерни с тыльной стороны блока отгибают тонкой иголкой фиксаторы 2 на самой программной шестерне. При необходимости площадку промывают бензином для зажигалок и наносят на нее небольшое количество силиконовой смазки.

Рис. 7

Если проблемы возникают во время загрузки/выгрузки кассеты, то следует проверить шестерни с направляющими бороздками (на рис. 7 стрелками указаны места, на которые приходится максимальная нагрузка). Для восстановления поврежденных участков можно с помощью зубного бора и микродрели снять немного пластмассы в месте износа.

Затем на это место наносят немного "суперклея" и кусочек ваты. Далее следует на вату капнуть еще клея и заточенной спичкой плотно придавить вату к шестерне. После высыхания клея зубным бором снимаются излишки новой „пластмассы” и шестерня готова к дальнейшей эксплуатации.

На ось шестерни 5 наносят небольшое количество "фрикционной" смазки (используется в редукторах плавного открывания кассетоприемника переносной аудиоаппаратуры и представляет собой прозрачную клейкую суспензию). Это позволит блоку шестерен надежно работать при переходах с режимов загрузка-выгрузка воспроизведение.

Рис. 8

На рис. 8 показано положение программной шестерни, программной пластины и блока шестерен привода в режиме воспроизведения. Голубым цветом обозначено положение в режиме "ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ВПРАВО", а зеленым- "ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ВЛЕВО".

Как видно из рисунка, при воспроизведении шпилька 1 остается на месте, а смена направления вращения происходит при изменении положения шпильки 2. Позиция 3- место положения шпильки пластины, на которой установлена головка и прижимные ролики. При проблемах с подмоткой ленты, прежде всего, следует проверить состояние этих узлов.

Рис. 9

На рис. 9 изображено положение механизма в режимах перемотки: желтым цветом- "ПЕРЕМОТКА ВПРАВО", а красным- "ПЕРЕМОТКА ВЛЕВО". Для перемотки положение шпильки 1 изменилось, но далее она остается неподвижной, а смена направления перемотки происходит при изменении положения шпильки 2. Положение шпильки 3 изменяется- она служит для отвода от кассеты головки и прижимных роликов.

Чаще всего неправильная работа ЛПМ возникает из-за износа пластины: направляющие для шпилек становятся слишком широкими, и шпильки цепляются за пластину или не "дожимают" блок шестерен.

Для ремонта необходимо положить программную пластину на массивный стальной лист и, установив керн на расстоянии 1-1,5 мм от места наибольшего износа, ударить по нему молотком (рис. 10). Керн, пробивая пластину, раздвинет металл, и ширина направляющей станет уже. Если после ударов направляющая стала слишком узкой, то ее можно обработать надфилем.

Рис. 10

При износе зубьев шестерни вала 1 (рис. 11), следует зажать вал в дрель и, включив ее, снять остатки зубьев надфилем. Затем диаметр подгоняется под размер шестерни ремнабора (необязательно использовать набор фирмы "SONY", такие шестерни используются и в других ЛПМ) и новые зубья надеваются на вал, предварительно нанеся на него небольшое количество "суперклея".

Шестерни 4 (рис. 8 и 9), а также шестерня 2 (рис. 11) имеют фрикционную передачу, т.е. вращательное движение передается через фетровую муфту, и в случае остановки ленты она не будет порвана, поскольку шестерня будет проскальзывать.

Рис. 11

В случае износа фетра неисправность будет проявляться как слишком сильная подмотка, с продергиванием ленты, несмотря на чистые прижимные ролики. Фетр можно заменить, использовав для этого материал от старой компьютерной дискеты (внутри дискеты на конверте приклеен материал, который подойдет для изготовления подобных фрикционных передач).

Остается добавить, что слишком большое количество смазки способствует лишь накоплению пыли в ЛПМ, а она работает как мелкий абразив, постепенно стачивая узлы механизма. Смазку лучше всего использовать силиконовую, наносить ее следует только на оси шестерен.

Для смягчения вращения цветных шестерен (рис. 8 и 9) на латунных осях необходимо на кончик тонкой отвертки набрать силиконовой смазки и нанести ее под широкую часть осей. Затем жалом разогретого паяльника касаются смазки- она станет очень жидкой и, пока не остыла, проворачивают шестерню на несколько оборотов. Затем операцию следует повторить еще раз, а после остывания смазки удалить салфеткой ее излишки.

Если качество шестерни червячной передачи не очень хорошее (она одета на валу двигателя режимов работы), то ее можно немного отшлифовать. Эта операция исключит подклинивание передачи, следовательно, не выведет из строя микросхему управления двигателем. Для шлифовки необходимо снять шестерни 3 и 4 (рис. 5) и на червячную передачу нанести небольшое количество шлифовальной пасты.

Затем от двигателя отпаивают провода питания, и подают на двигатель напряжение 8-9В от внешнего DC-источника в той же полярности. В процессе шлифовки постоянно наносят новую пасту. Выполняют шлифовку в течение 5-10 минут, затем шестерни вымывают бензином, оси смазывают силиконовой смазкой, и блок шестерен устанавливают на место. Небольшое количество смазки можно нанести в направляющие пазы 8 (рис. 3), а также на трущуюся поверхность бегунка.

А. Тишкунов

РС3-2004

Hosted by uCoz