Устройство и ремонт ЛПМ видеомагнитофонов фирмы JVC.

Кратко вспомнив о прошлогоднем юбилее выпуска первого в мире кассетного видеомагнитофона формата VHS и "войне форматов", автор рассказывает о различных конструкциях ЛПМ видеомагнитофонов фирмы JVC и их ремонте. На примере ЛПМ аппарата JVC — HR-D960EE он подробно рассматривает процесс его разборки/сборки с целью устранения возникающих в нем дефектов.

Осенью прошлого года исполнилось 25 лет с начала новой эпохи в истории бытовой электроники. 7 сентября 1976 г. в Токийском отеле "Окура" руководители фирмы JVC продемонстрировали первый в мире кассетный видеомагнитофон формата VHS — JVC — HR-3300. Ведущие разработчики Юма Сираиси (YUMA SHIRAISHI) и Сицуо Такано (SHIZUO TAKANO) под руководством Кениро Такаянаги (KENJIRO TAKAYANAGI) создали аппарат со многими атрибутами, характерными для современных аппаратов VHS. Такими, как возможность записи телепередач со встроенного тюнера по таймеру, поиск заданного места на ленте по нулевым показаниям счетчика, наложение звука с внешнего микрофона и др.

Этому событию предшествовали 20 лет упорной работы. Ее первым результатом стало создание в 1959 г. первого в мире двухголовочного видеомагнитофона KV-1 с наклонно-строчной записью.

Продвижение аппаратов VHS в мире происходило в острой конкурентной борьбе. За первенство боролась фирма SONY с форматом ВЕТАМАХ, PHILIPS с форматом VIDEO 2000 и ряд других фирм с менее известными форматами. В 1977 г. видеомагнитофоны VHS появились в продаже в США, в 1978 г. - в Европе. С этого времени их стали привозить и к нам и продавать через магазины "Березка". Более заметное распространение видеомагнитофонов VHS у нас началось с 1984 г., когда в Воронеже начался серийный выпуск видеомагнитофона "Электроника — ВМ-12". Однако серьезной конкуренции иностранным фирмам отечественная промышленность составить не смогла. В настоящее время рынок насыщен исключительно зарубежными моделями видеомагнитофонов и видеоплееров нескольких десятков, торговых марок.

Видеомагнитофон JVC — HR-3300 был оборудован шахтной системой загрузки кассеты и ручным кнопочным управлением режимами. Такую же систему загрузки кассет имел и популярный видеомагнитофон PANASONIC — NV-2000 фирмы MATSUSHITA, ставший прототипом отечественного аппарата "Электроника — ВМ-12", который собирали исключительно на отечественных деталях (аналогах японских). Переход фирм-изготовителей к выпуску видеомагнитофонов с фронтальной загрузкой кассеты и дистанционным управлением привел к усложнению ЛПМ и, как следствие, некоторому снижению их надежности. Практически все ведущие изготовители используют ЛПМ как собственных конструкций, так и покупные. Причем некоторые фирмы освоили выпуск нескольких типов ЛПМ (до 10 и более) и продолжают проработку новых.

В 1981 г., когда "война форматов" была в полном разгаре, систему VHS поддерживали фирмы JVC, MATSUSHITA, SHARP, HITACHI, AKAI, MITSUSBISHI и некоторые европейские фирмы (TELEFUNKEN, FERGUSON, NORD-MENDE и др.), закупавшие "начинку" аппаратов у вышеперечисленных. В 1984г. от формата ВЕТАМАХ отказалась фирма TOSHIBA, в 1985 г. к выпуску видеомагнитофонов VHS приступила фирма PHILIPS (с "начинкой' фирмы SHARP), а затем GRUN DIG (с комплектацией от MATSUSHITA). В то же время фирма SANTO в лице дочерней компании FISHER также приступила к поставкам аппаратов VHS (в том числе под другими торговыми марками, например, SEARS в Северной Америке). И наконец, главный соперник — фирма SONY в 1988 г. выпустила свой первый видеомагнитофон VHS, что означало полную победу формата.

На Российском рынке в 2000—2001 гг. преобладали многочисленные модели аппаратов корейских фирм LG (Lucky GOLD STAR), SAMSUNG, DAEWOO. В то же время ряд известных фирм с нашего рынка практически ушли (TOSHIBA, SANYO и др.). Значительно сократили число моделей для России фирма PANASONIC (четыре модели видеомагнитофонов и две видеоплееров) и SONY. Однако освободившееся место заняли другие, например, фирма THOMSON, имеющая возможность продавать у нас аппараты по цене 100 долл. и менее.

За время существования формата VHS происходила и эволюция ЛПМ видеомагнитофонов. Особенно много их конструкций внедрили основные фирмы-разработчики JVC, MATSUSHITA. Немало моделей предложили фирмы SHARP, AKAI, SANYO и ряд других. В [1. 2] была дана условная классификация ЛПМ по числу применяемых двигателей и рассмотрены общие подходы к ремонту аппаратов различных фирм. За прошедшее с тех пор время рассмотренные там и другие модели видеомагнитофонов продолжают находиться в эксплуатации у населения, и несмотря на относительно низкие цены на новые аппараты (в долларах), пользователи все же часто предпочитают отдавать их в ремонт, поскольку цена новых в 3...6 тыс. рублей многим не доступна.

Начнем рассмотрение особенностей ЛПМ и их ремонта с аппаратуры фирмы JVC. Автору не довелось встретиться с ее первой моделью HR-3300 и подобными ей. Наиболее ранним был аппарат JVC — HR-D235U (NTSC для США) выпуска 1985 г. У нас в то время была распространена модель HR-D120EG (попадались экземпляры 1983 г. выпуска) с аналогичным ЛПМ. Несмотря на довольно большой возраст, неисправные "120-ки" без особых проблем могут быть возвращены в рабочее состояние — их надежность оказалась очень высокой.

Чаще всего причиной отказов оказывается загрязнение резиновых пассиков и фрикционного узла подмоток/перемоток. Для проведения ремонтно-профилактических работ необходимо полностью извлечь ЛПМ из корпуса, затем поочередно снять пассики, протереть все втулки спиртом до полного удаления следов грязи. Резиновый обод фрикционного узла подмотки шлифуют наждачной бумагой. Перед сборкой смазывают подшипники ведущего двигателя и вала маслом для швейных машин, а червячные передачи узлов заправки ленты и кассеты — густой смазкой для пластмасс (молитон, очищенный вазелин и т. п.). Если механизм сильно загрязнен, его необходимо очистить, а также смазать направляющие наклонных стоек. Как правило, указанных мер достаточно для того, чтобы аппарат вернулся в рабочее состояние. Лишь в некоторых случаях может потребоваться замена отдельных пассиков.

В середине 80-х годов у нас был довольно популярен видеомагнитофон JVC — HR-D150. Аналогичные ему ЛПМ имели и другие модели (например, JVC — HR-D160EG), а также аппараты, выпускаемые под другими торговыми марками, в частности TOSHIBA — V-67G (собирали в Англии для поставок в европейские страны в 1985 г.). ЛПМ имеет четыре двигателя (тип D по классификации в [1]). Привод БВГ выполнен на микросхеме AN6671K, привод ведущего вала (ВВ) — на микросхеме VC5026. Управление обоими двигателями заправки обеспечивает микросхема ВА6238А. Этот тип ЛПМ также весьма надежен. При необходимости "реанимации" аппарата принимают меры, аналогичные описанным для "120-й" модели.

Также в середине 80-х фирма JVC выпустила линейку моделей видеомагнитофонов с прямоприводным коллекторным двигателем ВВ и коллекторным двигателем перемоток (тип 3 по классификации в [1]). У нас были наиболее известны модели JVC: HR-D170, HR-D210, HR-D211. Под маркой THOMSON была выпущена модель V4190 (в 1988 г. для поставок во Францию). Надежность коллекторных двигателей привода ВВ в этих моделях оказалась не очень высокой, в основном из-за попадания "опилок" коллектора между его пластинами. При этом происходит заклинивание двигателя во время работы. Нередко это сопровождается выходом из строя линейных стабилизаторов в блоках питания видеомагнитофонов (микросхема STK5481). Способ реставрации таких двигателей (тип FF67AA) рассмотрен в [3].

В дальнейшем фирма JVC отказалась от применения коллекторных двигателей и в начале 90-х годов приступила к выпуску ЛПМ с бесконтактными прямоприводными двигателями ВВ. Линейка моделей видеомагнитофонов с таким ЛПМ очень обширна. Многие из них продолжают находиться в эксплуатации по сей день. Одними из первых моделей видеомагнитофонов этой линейки были монофонические аппараты HR-D520, HR-D521, HR-D1520, HR-1560AH др., а также хорошо известные стереофонические HR-D830, HR-D860E, HR-D960E и др.

В середине 90-х годов линейка пополнилась моделями с индексом J, был начат широкомасштабный выпуск видеоплееров с индексом Р. У нас хорошо известны аппараты HR-J200EE, HR-J300EE, HR-J1200EE, HR-P29A, HR-P39A, HR-Р68А, HR-P78A. Автору встречались и видеомагнитофоны S-VHS этой линейки (например, JVC — HR-S6800EH). Кроме того, рассматриваемые ЛПМ применяли другие фирмы, например, в моделях PHILIPS - VR-254/55, PHILIPS -VR-454/55, SABA — VR-6880 и во многих других.

Отличие ЛПМ более поздних моделей видеомагнитофонов этой линейки состоит в применении БВГ с верхним приводом на микросхеме VC5039. Предшественников комплектовали традиционными нижнеприводными БВГ на микросхеме VC5032. Кроме того, конструкция и схемотехника этих групп значительно отличается, а следовательно, различны и операции по их сборке/разборке. Учитывая это, далее будут рассмотрены особенности ремонта ЛПМ из практики автора на примерах реально возникающих неисправностей.

Как правило, для устранения неполадок таких ЛПМ требуется их частичная разборка, которая проблем обычно не вызывает. А вот провести правильную сборку без опыта и сервисной документации значительно труднее. Поэтому целесообразно рассмотреть порядок операций по сборке/разборке более подробно.

Начнем с довольно распространенного случая: кассета внутри аппарата, лента заправлена, функция EJECT не исполняется. Перед разборкой нужно извлечь кассету вручную. Для этого необходимо обеспечить доступ к ЛПМ сверху и снизу, т. е. снять верхнюю и нижнюю крышки, поднять верхнюю плату и снять экран над БВГ (если они есть в ремонтируемой модели).

Рис.1.

Вид сверху на ЛПМ без кассетоприемника (он снят) показан на рис. 1, а вид снизу видеомагнитофона JVC — HR-D960EE — на рис. 2.

На рис. 1 указаны позиции: 1 — двигатель заправки, 2 и 3 — направляющие ролики, 4 — червячный узел, 5 — пассик заправки, 6 — программная шестерня, 7 — шестерня прижимного ролика, 8 — контрольные отверстия, 9 — узел тормоза, 10 — пластиковые сегменты направляющих прорезей, 11 рычаг узла сцепления; на рис. 2 — позиции: 1 — узел подмотки, 2 — программный переключатель, 3 — кросс-плата, 4 — маркеры, 5 -программная планка, 6 и 11 — рычаги заправки, 7 — балластный ролик, 8 — защелки, 9 — программная шестерня, 10 — регулировочный штырь, 12 — оси с разрезными шайбами, 13 — пластиковые сегменты направляющих прорезей.

К номерам деталей, указанных сверху, будем добавлять букву В (верх), а указанных снизу — букву Н (низ).

Для извлечения кассеты начинают вращать шкив двигателя заправки 1В по часовой стрелке, наблюдая за направляющими роликами 2В и 3В (GUIDE ROLLER). Когда они достигнут среднего положения, вращают шкив узла подмотки 1Н (CLUTCH UNIT) по часовой стрелке, чтобы убрать провисшую ленту на левый подкатушник. Затем снова вращают шкив двигателя заправки 1В для продолжения процесса. Опять убирают петлю ленты. И так до полного выброса кассеты.

 

Рис.2.

Конечно, могут возникнуть нестандартные ситуации, например, заклинивание механизма в некоторых положениях. В этом случае нужно помочь ему, нажимая в направлении расправки на ролики 2В и 3В. Хуже будет обстоять дело, если сломан червячный узел 4В (WORM CLUTCH ASSY). Тогда извлечь кассету можно, только разобрав кассетоприемник.

Английские термины в скобках использует фирма JVC. Другие фирмы часто применяют и другие термины для аналогичных узлов.

Для дальнейшей разборки необходимо снять переднюю панель и кассетоприемник, отключить кабели от разъемов, снять предусилитель, вывинтить винты крепления ЛПМ и извлечь его из корпуса. Перечисленные операции обычно затруднений не вызывают. Решение о дальнейшей разборке принимают, только если есть уверенность, что причина отказа — неисправность ЛПМ. Ведь невозможность выброса кассеты может быть вызвана и другими причинами, например, нет питания, неисправен двигатель заправки или его электропривод, вышли из строя элементы системы управления, возникли трещины в печатных платах, проскальзывает пассик заправки 5В (LOADING BELT) и т. п.

Если решение о разборке принято, то, в первую очередь, необходимо почистить программный переключатель 2Н (SLIDE ENCODER). Для этого снимают кросс-плату ЗН (DECK TERMINAL PWB ASSY): ее держат пять винтов, центральный светодиод D1 и блокиратор записи S1 (их контакты освобождают от припоя). Чистят программный переключатель полировочной пастой или средством для чистки серебра. Затем все промывают спиртом, смазывают очищенным медицинским вазелином и все собирают обратно, обратив внимание на совпадение положений маркеров 4Н.

В том случае, если отказ не устранен, его причина, скорее всего, - в поломке зубьев программной планки 5Н (PLATE ASSY) или рычага заправки 6Н (LOAD ARM). Чтобы демонтировать планку, нужно снять кросс-плату ЗН. Отпустив винт крепления балластного ролика 7Н, снять зубчатый пассик и две разрезные шайбы (на осях 12Н) крепления планки 5Н (белая и красная на рис. 2). Планку 5Н снимают, освободив пинцетом из защелок 8Н (их две). Перед демонтажем желательно зарисовать положение планки в механизме.

Внимательно осматривают состояние зубьев планки 5Н около рычага заправки 6Н и программной шестерни 9Н. Если некоторые из них сильно изношены ("съедены"), планку нужно заменить. То же относится и к рычагу заправки 6Н, и к программной шестерне 9Н. Цена планки на радиорынках 5...6 долл. (номер детали PQ43555C-10 или PQ43555DB-6), рычаг заправки стоит около 2 долл. (номер детали PQ43542D-4), программная шестерня — 3...4 долл.

Перед установкой новой планки обязательно проверяют по маркерам взаимное положение шестерен рычагов заправки 6Н и 11Н, программной шестерни 6В и шестерни прижимного ролика 7В (PINCH ROLLER CAM). Маркерами называют специально отмеченные зубья и углубления шестерен, а также контрольные отверстия в деталях ЛПМ. Перед установкой планки контрольные отверстия 8В (их четыре) нужно совместить с соответствующими отверстиями на шасси (как на рис. 1), вращая шкив двигателя заправки.

Планка 5Н состоит из двух взаимно подвижных деталей и пружины. Поставляют ее в подпружиненном состоянии, зафиксированном пластмассовым регулировочным штырем (ADJUST PIN). При его отсутствии подойдет винт МЗ. В таком подпружиненном состоянии и устанавливают планку в ЛПМ в следующем порядке. Удерживая рычаги заправки 6Н и 11Н в исходном состоянии, одевают планку на оси 12Н и защелки 8Н, устанавливают красную и белую разрезные шайбы на оси 12Н, удаляют регулировочный штырь (его расположение ЮН на рис. 2 не видно). Проверяют, попали ли штыри узла тормоза 9В в канавку планки. Если нет, пальцами нажимают на них по направлению от БВГ до щелчка. Не следует забывать также о совпадении маркеров программного переключателя 2Н и планки. Контролируют правильность установки по рис. 1 и 2.

Далее проверяют работу механизма, вращая шкив двигателя заправки против часовой стрелки до занятия узлами 2В и 3В конечного положения и опускания прижимного ролика. Затем возвращают механизм в исходное состояние. Вращение должно происходить без заеданий и тем более без заклинивания.

К сожалению, в рассматриваемом ЛПМ пластиковые сегменты направляющих прорезей 10В и 13Н после нескольких лет эксплуатации растрескиваются во многих местах и отслаиваются от шасси. Фактически они становятся преградами для скользящих по ним узлам направляющих роликов 2В и 3В. Заменить их невозможно, так как это детали шасси ЛПМ, поэтому прибегают ко всякого рода ухищрениям. Прежде всего, необходимо очень внимательно осмотреть сегменты, чтобы выявить все трещины (они могут быть плохо заметными). Затем следует приклеить их к шасси клеем SUPER GLUE. Клей можно наносить полоской тонкой фольги из бронзы, приподнимая дефектные сегменты тонкой иглой. Иногда различные сегменты верхней части ЛПМ стираются на разную толщину, т. е. появляются ступеньки. Их обязательно нужно устранить, отшлифовав сегменты наждачной бумагой.

Необходимость замены планки из-за износа часто возникает по причине неплотной фиксации узлов направляющих роликов 2В и 3В в конечном положении. Это приводит к сходу видеоголовок с дорожек записи в начале и в конце сигналограммы, что сопровождается потерей трекинга, хрипению в каналах Hi-Fi звука, плохому режиму стоп кадра и другими неприятностями. Усилить степень фиксации узлов роликов можно, подложив шайбу толщиной около 0,5 мм под красную шайбу, что уменьшит вертикальный люфт рычага заправки 6Н.

После проверки работоспособности механизма в ручном режиме устанавливают его в корпус видеомагнитофона, не забыв при этом протереть пассики заправки, прижимной ролик и другие детали, на которые могла попасть грязь или смазка. Кассетоприемник устанавливают в состоянии EJECT. При этом рычаг узла сцепления 11В должен находиться в положении, показанном на рис. 1.

В середине 90-х годов фирма JVC приступила к выпуску ЛПМ нового типа, используемого в аппаратах самых различных ценовых категорий: недорогих видеоплеерах (JVC — HR-P40A), Hi-Fi моделях среднего класса (JVC — HR-J627MS, JVC — HR-J727MS) и дорогих видеомагнитофонах S-VHS (JVC — HR-S7000EG, JVC — HR-S388E). Все они отличаются почти полным отсутствием традиционных технологических регуляторов, их настраивают путем программирования. Особенности ремонта таких ЛПМ будут рассмотрены в дальнейшем.

О. Петропавловский

 

Литература:

1. Петропавловский Ю. Стратегия ремонта. — Радио, 1995, № 8, с. 12—15.

2. Петропавловский Ю. ЛМП — устройство, особенности, ремонт. — Радио, 1997, № 7, с. 12—14; 1997, № 9, с. 14, 15.

3. Петропавловский Ю. Электропривод видеомагнитофонов — особенности и ремонт. — Радио, 1995, № 12, с. 7—9.

 

Материал подготовил Ю. Погребан (UA9XEX).

Copyright © Russian HamRadio

Hosted by uCoz