Сайт радиолюбителей Республики Коми.
Правильная установка радиостанции в автомобиле.
На главнуюГлавная

Итак, свершилось, вас уговорили или вы самостоятельно осознали насущную для себя необходимость выйти, наконец, в эфир гражданского диапазона, купили радиостанцию в очень красивой коробке получили лицензию и, вооружившись подручным инструментом, в настоящий момент как раз подступаетесь к приборному щитку своего автомобиля».

Сегодня мы попытаемся дать вам ряд полезных советов, которые следует принять во внимание, устанавливая радиостанцию Си-Би-диапазона или CB, если использовать английскую аббревиатуру в автомобиле. Но еще до ее покупки рекомендуем иметь в виду следующее обстоятельство.

Портативными станциями, но не чисто "автомобильными" можно пользоваться в носимом, автомобильном или стационарном режиме. При значительно меньших размерах они обладают тем же набором функциональных возможностей, что и автомобильные. К ним можно приобрести большое количество аксессуаров, например, кабель для автомобильного "прикуривателя" вы найдете в коробке почти для каждой радиостанции. Правда, такие стации, как правило, дороже в 1,5 - 2 раза , "чисто" автомобильных, с аналогичными сервисными показателями.

Прежде чем выйти в эфир из автомобиля, необходимо запастись некоторыми знаниями и, конечно, инструментом. Придется сверлить отверстия, прокладывать и подключать провода. Настоятельно советуем проделать весь процесс правильно сразу, чем потом мучительно разбирать "Жигули" или "Мерседес" по составляющим, доискиваясь, почему новая станция не работает. Итак - за дело.

Монтаж

В комплект поставки автомобильной станции входит специальный крепежный кронштейн, который надлежит прикрепить шурупами - саморезами:

  • обычно под приборным щитком в его центральной части или напротив места пассажира
  • зависит от того, пассажиру или водителю придется браться за микрофон.

Если вы водите тяжелый трейлер или, скажем, крутой "высоколобый" джип — можно прикрепить кронштейн и "по-вертолетному" на потолке. Вне (зависимости от места установки радиостанции, главное требование — она не должна мешать нормально управлять автомобилем.

Питание

Далее к трансиверу подводят питание. Практически у всех машин, выпущенных на протяжении последних 20 с лишним лет, минусовая ("отрицательная") клемма аккумулятора присоединена к корпусу ("массе") машины. Однако если у вашего автомобиля все же положительная клемма подключена к массе, то это обязательно необходимо учитывать. В таких случаях зарубежные руководства по эксплуатации рекомендуют немедленно бежать к дилеру.

Наши пользователи, как правило, обходятся без этого, так как ничего сложного нет. Однако некоторые из автомобильных СВ радиостанций просто "отказываются" работать в машине с плюсом на массе — как не старайся, не меняй провода.

Далее поступают следующим образом. Отсоединяют электросистему от аккумулятора, чтобы не повредить его при случайном коротком замыкании проводов. Подсоединяют отрицательный (обычно черный) провод питания радиостанции к "массе" автомобиля — только именно к шасси, а не к декоративным элементам или к мелким деталям.

Красный провод питания подключают к положительному полюсу аккумулятора "напрямую", но тогда радиостанция будет непрерывно "запитана". Если же воспользоваться проводом после замка зажигания, то питание будет подаваться только после соответствующего поворота ключа в замке зажигания, аккумуляторы не будут подсаживаться.

В кабеле питания СВ радиостанции предусмотрен "фирменный" предохранитель. Там его и следует оставить, но помните: если ваша машина, не дай бог, обладает "положительной землей" — предохранитель следует переместить с красного провода на черный и подключить черный провод к "минусу" батареи, а красный заземлить. Вообще говоря, предохранитель для радиостанции должен выдерживать не более 3 А.

Антенна

Следующее — антенна. Надежнее всего она устанавливается, если просверлить установочные отверстия в корпусе автомобиля — вряд ли такая перспектива особенно вас обрадует. Однако можно установить антенну на магнитном основании или с применением зажимного кронштейна — на крыло, на бампер, на крышу. Некоторые примеры установки приведены на рисунке. Однако существует и общее правило — где бы вы не устанавливали антенну, она будет работать лучше всего, если ее расположить в центре соответствующей поверхности.

Где проложить кабель от антенны к радиостанции? Это, естественно, зависит от места установки антенны и марки машины. Например, вы закрепили антенну на заднем бампере. Тогда удобно проложить кабель вместе с жгутом проводов, идущих к задним фонарным блокам. Если же антенна установлена на магнитном основании на крыше кузова, то кабель придется протянуть через приоткрытое окно передней двери.

При жестко закрепленной антенне кабель прокладывают под потолочной обивкой и декоративной пленкой дверного проема. В общем, особенно если у вас иномарка, лучше посоветоваться с опытным водителем или механиком. Самое общее правило заключается в том, что его необходимо проложить по наиболее короткому пути, так чтобы его не было видно и чтобы он не был случайно поврежден при эксплуатации автомобиля (особенно при интенсивном "хлопании дверьми").

Антенный кабель подключают к соответствующему гнезду радиостанции. Обычно антенны заводского изготовления снабжены отрезком кабеля достаточной (для прокладки в машине) длины и уже со стандартным разъемом типа PL-259. Теперь следует отрегулировать антенный тракт.

Настройка

Для этого используется дополнительное устройство - это КСВ-метр или как его еще называют - "измеритель Коэффициента Стоячей Волны", кроме того продаваемые у нас аналогичные устройства именуются, как SWR-meter — от англ. Standing Wave Ratio. С его помощью определяется качество настройки линии "радиостанция - антенна", а его оптимальное значение подбирается или изменением длины антенны, или с помощью специальных элементов настройки. Чаще всего используется первый метод.

Выпросив у знакомых на денек КСВ-метр (а лучше для таких целей приобретите свой), подключите его к антенному гнезду радиостанции, а антенну — к соответствующему гнезду прибора. Ненадолго включите станцию на передачу и измерьте КСВ, руководствуясь инструкцией по эксплуатации прибора. Если КСВ оказался в норме (в пределах значений 1,5 - 2 или меньше), значит вам повезло и можно начинать работать.

Если же значение КСВ оказалось больше, то нужно изменять длину антенны. Для самых простых антенн это делается уменьшением ее физической длины с помощью кусачек. Не следует слишком усердствовать, особенно если антенна кажется вам излишне длинной — укорачивать антенну нужно постепенно, шаг за шагом, примерно по 5 - 10 мм, сводя показания СВ метра к норме.

У некоторых других антенн увеличивать или уменьшать длину можно с помощью специального штыря настройки. При этом необходимо помнить, что ее полоса пропускания ограничена и составляет примерно 0,5 МГц, вследствие чего антенной можно пользоваться достаточно эффективно лишь в ограниченном числе каналов — на тех, которые вы заранее (до ее настройки) выбрали.

Эксплуатация

Настроив антенну, вы готовы к первому выходу в эфир. Попробуйте переключится по каналам послушать эфир и его обстановку кто и где работает - наличие принимаемых сигналов будет говорить о том что вы установили радиостанцию правильно.

Не забывайте о том, что если необходимо оформить разрешение на право работы в эфире на CВ-диапазоне - все оформление чистая формальность и займет гораздо меньше времени, чем проблемы возникающие после. Обратитесь к любому знакомому радиолюбителю или местный радиоклуб и т.д. и получите консультацию. Они вам точно подскажут, что делать, так как порядок оформления документов CВ-диапазона очень часто меняется.

Если у вас есть разрешение смело нажимайте тангенту — и начинайте работать в эфире.

Д. Пайсон

На главнуюГлавная
Rambler's Top100 Rambler's Top100 Рейтинг ресурсов УралWeb
Hosted by uCoz